Делегированное законодательство
издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при Д. З. Парламент отказывается от своих законодательных полномочий в пользу правительства. Акт Д. З. Издаётся по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента. Издавать нормы в порядке Д. З. Могут как сами правительства, так и любые подчинённые им исполнительные ведомства (министерства, департаменты, управления, бюро и т.д.). Делегация законодательных полномочий парламентом правительству может быть осуществлена прямо (парламент принимает закон, в котором указывается, какой орган, по каким вопросам и на какой срок получает право издания актов в порядке Д.
З.) или косвенно (парламентский закон составляется в очень общих выражениях, и применить его без соответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнительных органов власти невозможно). Акты, принятые в порядке Д. З., вступают в силу либо только после одобрения их парламентской резолюцией («разрешительная процедура»), либо немедленно после издания (в последующем могут быть аннулированы парламентской резолюцией — «запретительная процедура»). Существующий в буржуазных странах парламентский (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия) и судебный (США, Филиппины) контроль над Д. З. Носит сугубо формальный характер. Получившее широкое распространение в эпоху империализма Д. З. Открыто противоречит провозглашённым ранее демократическим принципам буржуазного конституционализма и парламентаризма, т.к.
Оно резко сокращает права и компетенцию выборных законодательных органов. Конституции многих буржуазных государств (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают Д. З., либо не содержат положений, предусматривающих его, тем не менее оно применяется и в этих странах. Конституции буржуазных государств, принятые после 2-й мировой войны 1939—45 (Италия, ФРГ, Франция), прямо предусматривают возможность Д. З. Многие современные буржуазные специалисты по проблемам государства и права оправдывают распространение Д. З. Возрастающей сложностью государственного управления и необходимостью специальных познаний для этого. В этих условиях, считают они, парламент должен ограничиться закреплением в законах общих принципов, уступив право их детализации тем ведомствам, которые обладают соответствующей технической квалификацией.
В действительности, однако, Д. З. Представляет собой одно из наиболее откровенных выражений кризиса буржуазного парламентаризма и законности, является проявлением бесконтрольности правящих кругов. А. А. Мишин.
Дополнительный поиск Делегированное законодательство
На нашем сайте Вы найдете значение "Делегированное законодательство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Делегированное законодательство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 31 символа