Джайнизм

125

одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. До н. Э. Основателем Д. Считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры («великого героя») и Джины («победителя») — отсюда название учения. В ходе своего развития Д. Разделился на ряд сект, из которых наиболее значительные. Секта дигамбаров, т. Е. Обнажённых (буквально — «одетых странами света»), и секта шветамбаров («одетых в белое»). Ядро религиозно-философской литературы Д. — джайнский канон (в основе которого лежат так называемые Джайна-сутры). Среди неканонической литературы наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. До н. Э.) и Сиддхасены Диракара (6 в. Н. Э.). Д., как и параллельный ему Буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность Брахманизма.

Д. Отверг авторитет Вед (См. Веды), открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия — бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность которого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с «материей», образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, которое и служит отличительным признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу. На низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений.

На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. О., бог в Д. — только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог — ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся «освобождённые» дживы, для которых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собственным бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы называются Титханкары. Они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым).

Основным путём к «освобождению» Д. Считает аскетизм. Аскетические принципы Д. Предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и прочее, всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравственного значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетического образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д. Не только от буддизма, но и от всех др.

Систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма. Практическая часть Д. Включает определённую обрядность, которая, вопреки принципиальному со стороны Д. Отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей «массового» почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.). Д., в отличие от буддизма, строго онтологичен — имеет учение о бытии. Душа (джива) и «недуша» (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал — субстанций. Т. О., Д., в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм). Наряду с дживами и адживами, представляющими две основные сущности (таттвы) онтологии Д., существуют ещё 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений и взаимосвязи дживы и адживы.

Каждая из 7 таттв определённым образом классифицируется и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую), представляющую нечто вроде «силы», и грубую, ощущаемую органами чувств и делимую на атомы (ану). Не вышедший за пределы Индии Д. Сохранил здесь своё влияние. В начале 70-х гг. В Индии (главным образом в Гуджарате и Раджастхане) насчитывалось несколько миллионов его приверженцев, в основном принадлежащих к торговым и ремесленным кастам (соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, т.к. Вспашка земли влечёт за собой убийство живых существ). Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в современной Индии значительную финансовую и экономическую силу. Последователи Д.

Имеют несколько десятков институтов и колледжей и ряд журналов. Лит. Радхакришнан С., Индийская философия, пер. С англ., т. 1, М., 1956. С. 240—89. Glasenapp Н., Der Jainismus. Eine indische Erlösungsreligion, B., 1925. Champat Rai Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929. Schubring W., Die Lehre der Jainas. Nach den alten Quellen dargestellt, B., 1935. Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]. B. П. Лучина.

Значения в других словарях
Джайлоло (город в Индонезии)

Джайлоло (Djailolo), город и порт в Индонезии, на западном побережье острова Хальмахера. Вывоз пряностей, копры и ценных пород древесины.. ..

Джайлоло (острова в Индонезии)

Джайлоло, встречающееся в литературе название острова в Индонезии. См. Хальмахера. ..

Джайпур

город в северо-западной Индии, на полупустынной окраине плато Малва. Административный центр штата Раджастхан. 533,2 тыс. Жителей (1969). Важнейший экономический и культурный центр штата. Торгово-транспортный узел. Хлопчато-бумажная, кожевенно-обувная, керамическая, пищевая промышленность. Ж.-д. И авторемонтные мастерские. Художественные кустарные промыслы (изделия из мрамора, слоновой кости, металла, ткани с золотой и серебряной отделкой). Университет. Центр туризма. Д. Основан в 1728. Окружён ..

Джайяварман VII

король Камбуджадеши (в исторической литературе известна как Ангкорская Камбоджа). В годы правления Д. VII (1181—1219) страна достигла наивысшего могущества. Ангкорская монархия распространила своё влияние на С. До Вьентьяна, на В., после захвата Тьямпы, — до Восточно-Китайского моря, на Ю. — до центральной части Малайского полуострова, на З. — до Бирмы. При Д. VII велось небывалое по своим масштабам храмовое строительство, крупнейшее в Юго-Восточной Азии. ..

Джайнизм

ДЖАЙНИЗМ - религия в Индии (ок. 3 млн. Последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. До н. Э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для..

Джайнизм

ДЖАЙНИЗМ, религия> в Индии (около 3 млн. Последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. До нашей эры). Как и буддизм>, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет> Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана>), достижимое, согласно джайн..

Джайнизм

Одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.Джайнизм возник в 5 в. До н.э. В шраманский период индийской цивил..

Джайнизм

Буддизм, религия. ..

Джайнизм

Религия в Индии (ок. 3 млн. Последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Махавирой (6 в. До н. Э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, со..

Джайнизм

ДЖАЙНИ́ЗМ -а. М. Одна из религий Индии, возникшая в 6 в. До нашей эры и сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм, запрещение убийства и причинения вреда любому живому существу.. ..

Джайнизм

— одна из религий в Индии, возникла в VI в. До н. Э. Центральное место в учении занимает понятие о вечной душе, которая может последовательно вселяться в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы. Существует 2 основных направления Д. Дигамбары, полагающие, что древние тексты утрачены, отказывающиеся от всех соблазнов жизни, и шветамбары, которые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее стро..

Джайнизм

Одна из религий Индии, ныне насчитывающая ок. 2 млн. Последователей (джайнов). Назв. Происходит от Джины (санскр. - победитель) - прозвища, к-рое было дано основателю монашеской общины джайнов Вардхамане Махавире (6 в. До н.э.). Д. Зародился как религия, оппозиционная брахманизму. Он отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех четырех варн, уравняв шудров с чл. Высших варн в праве на "спасение". Однако Д., как брахманизм и буддизм, признает переселение душ и учит, ..

Джайнизм

ДЖАЙНИЗМ (санскр. Джина - победитель) - одна из древнейших религий Индии, возникшая в 6 в. До н.э. И сохранившаяся до наших дней, а также религиозно-философское учение. Иногда Д. Как религию не правомерно называют сектой буддизма. Приверженцы Д., джайны, утверждают, что эту религию им из древности передали 24 пророка-учителя, первым из которых считается Ришабха, а последним - Вард-хамана, получивший впоследствии имена Махавиры (Великий герой) и Джины (победитель), т.е. Того, кто победил карму и ..

Джайнизм

(санскр. Джина - победитель) - одна из древнейших религий Индии, возникшая в 6 в. До н.э. И сохранившаяся до наших дней, а также религиозно-философское учение. Иногда Д. Как религию не правомерно называют сектой буддизма. Приверженцы Д., джайны, утверждают, что эту религию им из древности передали 24 пророка-учителя, первым из которых считается Ришабха, а последним - Вард-хамана, получивший впоследствии имена Махавиры (Великий герой) и Джины (победитель), т.е. Того, кто победил карму и устранил ..

Джайнизм

Джайнизм, как и индуизм, относится к числу национальных религий Индии. Однако в отличие от последнего, ортодоксального, т. Е. Опирающегося на ведийский канон, джайнизм - неортодоксальное учение. Он отрицает непогрешимую святость и авторитетность Вед, существование бога-творца и неколебимую значимость жертвоприношений как пути для достижения конечного освобождения. Отвергает он и претензии брахманов на господствующее положение, и сословно-кастовое деление общества, придавая первостепенное значени..

Джайнизм

Джайнизм - одна из наиболее известных религий Индии. Обычно считается, что джайнизм возник в VI веке до н.э., однако есть основания полагать, что корни этой религии древнее. Джайнизм возник на северо-востоке Индии, в областях добрахманистско-ведийской к. ..

Дополнительный поиск Джайнизм Джайнизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джайнизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джайнизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа