Джемаль-ад-Дин аль-Афгани

95

Мухаммед Сеид (1838 или 1839, с. Асадабад, близ Кабула, — 9.3.1897, Стамбул), мусульманский религиозно-политический деятель, идеи которого легли в основу Панисламизма. Получил высшее религиозное образование в Кабуле. Начал (1857) политическую карьеру при дворе афганского эмира Дост Мухаммеда, в 1868 переехал в Индию, в 1869—71 жил в Стамбуле, в 1871—79 в Каире. Здесь Д. Выступал против засилья иностранцев, поддерживал идеи ватанистов (см. В ст. «Ватан»). По требованию англичан был выслан из Египта в Индию. В 1883—86 жил в Западной Европе. В 1884 в Париже совместно с М. Абдо издавал газету «аль-Урва аль-вуска» («Надёжная опора»). В 1886—87 жил в Иране. В 1887—89 был в России. С ноября 1892 жил в Стамбуле как гость султана Абдул-Хамида II (См.

Абдул-Хамид II), там же умер. В конце 1944 останки Д. Были перевезены в Афганистан. В главном сочинении «Опровержение материалистов» Д. С позиций мусульманского правоверия пытался опровергнуть некоторые положения материализма. Резко выступил против «естественной школы» Санд Ахмад-хана и либеральных реформ в Турции периода Танзимата. В устных выступлениях и в печати Д. Призывал к объединению мусульман под властью высшего духовного главы — халифа во имя борьбы против западноевропейских колонизаторов, к «возрождению чистоты ислама» во имя уничтожения социальной несправедливости и к просвещению мусульман для преодоления их отставания от др. Народов. Его идеи национального и надклассового единства мусульман легли в основу идеологии панисламизма, получившей распространение ещё при жизни Д.

Рассчитывал осуществить эти идеи то с помощью иранского шаха, то с помощью турецкого султана, который, как полагал Д., должен был возглавить объединение мусульманских государств. Соч. Ридде начурийя (Опровержение материалистов, буквально — Ответ натуралистам), Хайдарабад, 1881 (на перс. Яз.). На франц. Яз. — Réfutation des matérialistes, P., 1942. Лит. Богушевич О. В., Мухаммад Джемаль ад-Дин аль-Афгани как политический деятель, «Краткие сообщения Института народов Азии», 1961, т. 47. Полонская Л. Р. И Литман А. Д., Влияние религии на общественную мысль народов Востока, «Народы Азии и Африки», 1966, №4. Хакимов И. М., Антиколониализм Джемаль ад-Дина аль-Афгани на страницах «аль-Урва аль-вуска», в сб. Арабские страны, М., 1970.

Аль-Урва аль-вуска ва-с-саура ат-тахририйя аль-кубра («аль-Урва аль-вуска» и великая освободительная революция), Каир, 1957. Enciclopédie de l'Islam, t. 2, Leyde — P., 1965, р. 427—30. Л. Р. Гордон-Полонская.

Значения в других словарях
Джеляли

(тур., единственное число celâlî) участники восстаний в Османской империи (главным образом в Анатолии) в 16—17 вв. Названы по имени руководителя восстания 1519 в Токате — Джеляли (Celâlî). Основную массу Д. Составляли крестьяне, выступавшие против феодальной эксплуатации. Участвовали в движении мелкие феодалы, а также воины феодальных ополчений. Они бунтовали против султанских властей, боролись за сохранение утраченных владений и денежного содержания. Одним из крупнейших восстаний Д. Было восста..

Джем

(англ. Jam) плоды или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. В отличие от варенья, сироп в готовом Д. Должен иметь желеобразную консистенцию. Д. Не обязательно готовить из целых плодов и ягод. Сырьё и способы его подготовки те же, что и при производстве варенья (См. Варенье). Изготовляется пастеризованным и непастеризованным. Д. Может храниться длительное время при комнатной температуре. ..

Джемаль-паша

(Cemal Paşa) Ахмед (1872, Стамбул, — 10 или 21.7.1922, Тбилиси), турецкий военный и государственный деятель, один из лидеров партии «Единение и прогресс». Входил (вместе с Талаатом и Энвером) в неофициальный «триумвират», сосредоточивший накануне и во время 1-й мировой войны 1914—18 всю власть в Турции. После заключения Мудросского перемирия 1918 (См. Мудросское перемирие 1918) бежал в Германию, затем в Швейцарию. В 1920—22 военный советник в Афганистане. На обратном пути в Турцию был убит. ..

Джемаль-паша Ахмед

Джемаль-паша (Cemal Paşa) Ахмед (1872, Стамбул, ‒ 10 или 21.7.1922, Тбилиси), турецкий военный и государственный деятель, один из лидеров партии «Единение и прогресс». ..

Джемаль-ад-дин Аль-афгани

ДЖЕМАЛЬ-АД-ДИН АЛЬ-АФГАНИ (1839-97) - мусульманский религиозно-политический деятель. Призывал к объединению мусульман во имя борьбы против западно-европейского влияния, идейный предшественник панисламизма.. ..

Джемаль-ад-дин Аль-афгани

ДЖЕМАЛЬ-АД-ДИН АЛЬ-АФГАНИ (1839 - 97), мусульманский религиозно-политический деятель. Призывал к объединению мусульман во имя борьбы против западноевропейских колонизаторов. Его идеи наднациональной и надклассовой общности мусульман легли в основу панисламизма.. ..

Джемаль-ад-дин Аль-афгани

Мухаммед Сеид (p. 1838/39 (1254 г. Х.) - ум. 9.III.1897) - мусульм. Религ.-политич. Деятель, основоположник панисламизма, сторонник умеренной реформации ислама, направленной на приспособление феод. Идеологии и обрядности ислама к бурж. Отношениям. Род. В Асадабаде (Афганистан). В 1869 (или 1868) покинул свою страну, в 1870 из Индии через Египет прибыл в Стамбул, где его модернизаторские идеи вызвали сильное неудовольствие консервативного мусульм. Духовенства. В 1871-79 жил в Каире. Стал известен..

Дополнительный поиск Джемаль-ад-Дин аль-Афгани Джемаль-ад-Дин аль-Афгани

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джемаль-ад-Дин аль-Афгани" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джемаль-ад-Дин аль-Афгани, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 25 символа