Джотто

113

ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана, — 8.1.1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280—90). Работал главным образом в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил строительством собора и городских укреплений. С именем Д. Связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Д. Вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ.

К числу ранних работ Д. Относятся некоторые из фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Д. Определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Д.). В начале 1300-х гг. Д. Посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304—06 Д. Создаёт своё главное произведение — росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценической площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением проторенессансной живописи в Италии.

Исполненные сдержанности и достоинства герои Д. Отражают становление представлений о ценности человеческой личности и земного бытия. В начале 14 в. Д. Выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300—02. Фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди которых наиболее известна «Мадонна во славе» («Мадонна Оньиссанти». 1310—20, Галерея Уффици, Флоренция). Сохраняя традиционную композицию, Д. Достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Д. Относятся росписи капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320—25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского.

Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы. Д. Приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора, которой при готическом характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмическая соразмерность частей (строительство начато в 1334, продолжено в 1337—43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Творчество Д. Оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства, которое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гадди), так и в произведениях многих крупнейших мастеров 14—15 вв. (Альтикьеро, Аванцо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело).

Лит. Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л., 1939. Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110—22. [Данилова И.], Джотто. [Альбом], М., 1970. Gnudi С., Giotto, Mil., 1958. Salvini R. (red.), Tutta la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962. Bucci М., Giotto, Firenze, [1966]. Vigorelli G., Baccheschi E., L'opera completa di Giotto, Mil., 1966. И. Е. Данилова. Джотто. «Оплакивание Христа». Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304—06..

Значения в других словарях
Джос

(Jos) плато в центральной части Нигерии, между рр. Нигер и Бенуэ. Сложено кристаллическими породами. Средняя высота 1200—1400 м, наибольшая — 1735 м. Над слабоволнистой поверхностью изолированно поднимаются гранитные пики, плосковершинные холмы и конусы потухших вулканов. На Д. Берут начало многочисленные притоки Нигера и озера Чад. Климат экваториально-муссонный, летне-влажный. Годовое количество осадков около 1000 мм. Покрыто вторичными высокотравными саваннами. Значительные месторождения олов..

Джосер

Джесер, древнеегипетский фараон (по новейшим данным, около 2780—2760 до н. Э.), основатель III династии. При нём завершилось объединение Верхнего и Нижнего Египта в могучую деспотию (столицей стал Мемфис). Д. Победил кочевников Синайского полуострова и закрепил египетское господство над расположенными здесь медными рудниками. При нём была подчинена часть Северной Нубии, отданная царём жрецам бога Хнума. К Ю. От 1-го Нильского порога была создана линия укреплений. Со времени Д. Началось строител..

Джотто ди Бондоне

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана, ‒ 8.1.1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. ..

Джоуль

IДжо́уль (Joule) Джеймс Прескотт (24.12.1818, Солфорд, Ланкашир, — 11.10.1889, Сейл, Чешир), английский физик, член Лондонского королевского общества (1850). Был владельцем пивоваренного завода близ Манчестера. Внёс значительный вклад в исследование электромагнетизма и тепловых явлений, в создание физики низких температур, в обоснование закона сохранения энергии. Д. Установил (1841. Опубликовано в 1843), что количество тепла, выделяющееся в металлическом проводнике при прохождении через него эле..

Джотто

"ДЖОТТО" (итал. Giotto - по имени Джотто ди Бондоне - который на одной из картин изобразил комету Галлея), автоматическая межпланетная станция Европейского космического агентства для исследования кометы Галлея. Масса 960 кг. Запущена 2 июля 1985, 14 марта 1986 пролетела на расстоянии ок. 600 км от ядра кометы, удаление станции от Земли в этот момент составляло ок. 150 млн. Км, скорость относительно кометы достигла 68 км/с.. ..

Джотто

(Giotto) ди Бондоне (1266-1337), итал. Художник и архитектор эпохи Проторенессанса. О жизни его сохранилось мало сведений. Известно, что он был сыном зажиточного земледельца, состоял на службе у влиятельных лиц, успешно работал в Риме, Флоренции, Падуе и др. Городах Италии. В падуанской капелле дель Арена Д. Создал цикл знаменитых фресок на евангельские сюжеты. В композиции цикла художник следовал визант. Традиции, подчиняя его единому библ.-символич. Замыслу. Но в то же время в Д. Наметился и о..

Дополнительный поиск Джотто Джотто

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джотто" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джотто, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа