Джотто
ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана, — 8.1.1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель искусства Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280—90). Работал главным образом в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил строительством собора и городских укреплений. С именем Д. Связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Д. Вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ.
К числу ранних работ Д. Относятся некоторые из фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Д. Определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Д.). В начале 1300-х гг. Д. Посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304—06 Д. Создаёт своё главное произведение — росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценической площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением проторенессансной живописи в Италии.
Исполненные сдержанности и достоинства герои Д. Отражают становление представлений о ценности человеческой личности и земного бытия. В начале 14 в. Д. Выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300—02. Фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди которых наиболее известна «Мадонна во славе» («Мадонна Оньиссанти». 1310—20, Галерея Уффици, Флоренция). Сохраняя традиционную композицию, Д. Достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Д. Относятся росписи капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320—25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского.
Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы. Д. Приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора, которой при готическом характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмическая соразмерность частей (строительство начато в 1334, продолжено в 1337—43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Творчество Д. Оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства, которое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гадди), так и в произведениях многих крупнейших мастеров 14—15 вв. (Альтикьеро, Аванцо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело).
Лит. Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. — Л., 1939. Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110—22. [Данилова И.], Джотто. [Альбом], М., 1970. Gnudi С., Giotto, Mil., 1958. Salvini R. (red.), Tutta la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962. Bucci М., Giotto, Firenze, [1966]. Vigorelli G., Baccheschi E., L'opera completa di Giotto, Mil., 1966. И. Е. Данилова. Джотто. «Оплакивание Христа». Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304—06..
Дополнительный поиск Джотто
На нашем сайте Вы найдете значение "Джотто" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джотто, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа