Диалог
(от греч. Diálogos — разговор, беседа) диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Д. Противопоставляется Монологу. 2) Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. К основным языковым особенностям Д. Относятся. Обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания.
Ср. Вопросительные реплики. «А я откуда знаю?», «Откуда мне знать?», «А я знаю?», «Почему я знаю?» — эквивалентные отрицательному ответу — «Я не знаю». Д. В литературе и театре. Особенности художественно обработанной диалогической речи (или Д.) связаны с родом и жанром. В эпической прозе Д. Непременно соотнесён с авторской речью, движущей и контролирующей повествование, и нередко сопровождается изобразительным или оценочным авторским комментарием. Проза не сразу достигла органической слитности повествования с Д., который первоначально вклинивался в авторскую речь в виде драматизированных кусков (например, в русской прозе 18 в. — повесть Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь»). Реалисты 19 в. Овладевают средствами естественного включения Д.
В повествование, у них Д. Наряду с авторским описанием приобретает важнейшую характерологическую роль. В него широко вводятся экспрессивные, социально и индивидуально окрашенные элементы. В романах Ф. М. Достоевского Д. Получает особую конструктивную и идеологическую нагрузку как средство самосознательного становления персонажа (см. Книгу М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», 1963). В прозе 20 в. Э. Хемингуэй создал новую форму поэтически напряжённого Д. С известной долей стилизации и упором на подтекст реплик. В драме Д. — основной способ изображения характеров и развития сюжета. От Д. В прозе он отличается обязательной действенностью, целенаправленно выявляющей конфликтные отношения персонажей, и ориентацией на устное, сценическое воспроизведение.
Драматический Д. (наряду с ремаркой) берёт на себя описательные и пояснительные функции авторской речи. В ходе исторического развития драмы Д. Получает преобладающее место в сравнении с монологом (главенствовавшем в строе античной трагедии) и существенно меняет структуру — от «диалогизированных монологов» героев классицистических пьес в сторону всё большей естественности и насыщения невысказанным Подтекстом, который движет действие. В пьесах А. П. Чехова Д. Обогащается перекличкой лирических тем, внутренне объединяющих реплики. Д. Как форма развития драматического действия представляет собой основу театрального искусства. Д. Существует и как самостоятельный литературно-публицистический жанр, развитый уже в античности (философские диалоги Платона, сатирические диалоги Лукиана), а затем в эпоху Реформации и Просвещения (например, «Племянник Рамо» Д.
Дидро). В России форму публицистических Д. Использовал В. Г. Белинский. Лит. Якубинский Л. П., О диалогической речи, в кн. Русская речь. Сб. Статей, т. 1, П., 1923. Винокур Т. Г., О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи, в кн. Исследования по грамматике русского литературного языка, М., 1955. Шведова Н. Ю., Очерки по синтаксису русской разговорной речи, М., 1960, с. 280 — 352. Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, М., 1930. Виноградов В. В., О художественной прозе, М. — Л., 1930. Волькенштейн В. М., Драматургия, М., 1960. Н. Д. Арутюнова, М. Омарова..
Дополнительный поиск Диалог
На нашем сайте Вы найдете значение "Диалог" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диалог, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа