Диккенс Чарлз
Диккенс (Dickens) Чарлз (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута, ‒ 9.6.1870, Гейдсхилл), английский писатель. Сын портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму Д. Ещё мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом и газетным репортёром. В первом произведении Д. ‒ «Очерки Боза» (1836) сказались склонность Д. К реалистической сатире, его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе которого ‒ социальное сострадание. Роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) ‒ комическая эпопея, в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества. В дальнейшем Д. Становится на путь критического реализма. Роман «Приключения Оливера Твиста» (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных домах.
Своё возмущение невыносимыми условиями существования народных масс Д. Воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё же одерживает верх традиционная моральная схема и добродетель (в лице «добрых» капиталистов) торжествует. В романе «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и разоблачению могущества «злых денег». Однако в конце романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила ‒ «добрые деньги». В «Мартине Чезлвите» (1844), написанном после первого посещения Диккенсом Америки, в основе сюжета ‒ критическое изображение не только американской действительности, но и английского буржуазного общества в лице Пекснифа и Чезлвитов.
Особое возмущение Д. Вызывает рабство негров в южных штатах. С годами Д. Приходит к убеждению, что только в среде угнетённых масс сосредоточены положительные тенденции современного общества, проявляющиеся в моральном превосходстве бедняков над богачами. Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в «Лавке древностей» (1841) и в «Рождественских повестях» (1843‒46), где использовано и сказочное начало. Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы Д. «Домби и сын» (1848), где в центре ‒ образ жестокого собственника, и «Дэвид Копперфилд» (1850) ‒ роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Д. Неудачи чартистского движения в Великобритании, половинчатые результаты Революции 1848 на континенте содействовали выявлению эксплуататорской сущности капиталистического строя.
К этому времени Д. Проникается более глубоким взглядом на буржуазное общество как единую систему зла. Он отказывается от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману. Действие строится уже не по типу романа-биографии, а состоит из сложного переплетения нескольких сюжетных линий. Пример такого построения ‒ роман «Холодный дом» (1853), действие которого вращается вокруг многолетнего судебного процесса. Задуманный как сатира на буржуазное судопроизводство, роман перерастает в символ бессмысленности человеческого существования перед лицом бездушных «бумажных» законов, разрушающих нормальные человеческие отношения, воплощённые в образах Джарндайса, Эстер, Ады и др. В романе «Тяжёлые времена» (1854) место действия ‒ чудовищный, не существующий на карте угольный город «Коктаун».
Д. Создал непревзойдённые по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов, для которых «факты и цифры» ‒ единственная реальность. Симпатии автора безраздельно на стороне угнетённых, хотя он не обнаружил понимания необходимости революционной борьбы рабочих. В «Крошке Доррит» (1857) изображена мрачная долговая тюрьма Маршалси, одним из обитателей которой некогда был отец писателя. Др. Сфера действительности ‒ жизнь государственных учреждений буржуазной Англии, которые Д. Сатирически обессмертил под названием «Министерства околичностей». Д. Дал здесь символически обобщённое изображение зловещих закономерностей капиталистической системы, превращающих отдельного человека в игрушку непознанных им враждебных сил.
Несколько особняком в цикле зрелых сочинений Д. Стоит исторический роман о Великой французской революции ‒ «Повесть о двух городах» (1859). Изображая нищету и бесправие масс, Д. Горячо возмущается их угнетателями, считает революцию неизбежной, но вместе с тем осуждает активные действия народа с точки зрения христианского идеала. Последние романы Д. ‒ «Большие ожидания» (1861), «Наш общий друг» (1865), «Тайна Эдвина Друда» (неокончен, 1870) сочетают элементы детективного и криминального жанров с глубокой социальной проблематикой. Мировая слава Д. Утвердилась непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России сочинения Д. Имели большой резонанс с начала 40-х гг. 19 в. В суждениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, А.
Н. Островского, И. А. Гончарова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького о романах Д. Ведущей является мысль об их замечательном юморе, демократизме и гуманизме. Советское литературоведение, продолжая эти тенденции, анализирует реалистическую манеру Д., его разоблачительную сатиру и сочувствие народу. Соч. The complete works, v. 1‒30, L., [1900]. Works, v. 1‒23, Bloomsbury, 1937‒38. The letters, v. 1‒3, Bloomsbury, 1938. В рус. Пер. ‒ Полн. Собр. Соч., т. 1‒10, СПБ, 1892‒97. Собр. Соч., т. 1‒35, СПБ, 1896‒99. Собр. Соч., т. 1‒33, СПБ, [1905‒09]. Полн. Собр. Соч., кн. 1‒49, СПБ, 1909‒10. Собр. Соч., т. 1‒30, М., 1957‒63. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, М., 1967, с. 447, 487. Алексеев М. П., Белинский и Диккенс, в сб. Венок Белинскому, [М.], 1924.
Луначарский А. И Шор P., Диккенс, М. ‒ Л., 1931. Ивашева В. В., Творчество Диккенса, М., 1954. Нерсесова М. А., Творчество Ч. Диккенса, М., 1957. Катарский И. М., Диккенс в России, М., 1966. Сильман Т., Диккенс. Очерки творчества, Л., 1970. Чарльз Диккенс. Указатель важнейшей литературы на русском языке (1838‒1945), вступит. Ст. М. П. Алексеева, Л., 1946. Чарльз Диккенс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1838‒1960, сост. Ю. В. Фридлендер и И. М. Катарский, М., 1962. Честертон Дж. К., Диккенс, Л., 1929. Forster J., The life of Ch. Dickens, v. 1-3, L., 1872-74. Hayward A. L., The Dickens encyclopedia, L. ‒ N. Y., 1924. Jackson Th. A., Ch. Dickens. The progress of a radical, L., 1937. Johnson E., Ch. Dickens. His tragedy and triumph, v. 1-2, N.
Y., 1952. Engel М., The maturity of Dickens, Camb. (Mass.), 1959. Dickens. Modern judgеments, ed. By A. E. Dyson, [L., 1968]. Manning S. B., Dickens as satirist, New Haven ‒ L., 1971. Wilson A., The world of Charles Dickens, L., [1970]. Т. И. Сильман..
Дополнительный поиск Диккенс Чарлз
На нашем сайте Вы найдете значение "Диккенс Чарлз" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диккенс Чарлз, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 13 символа