Док
(англ. Dock) 1) сооружение, служащее для извлечения судов из воды, осмотра и ремонта их подводной части (докования) либо для постройки судов. Д. Оборудуют механизмами и устройствами для ввода и установки судов над опорами (Кильблоками, клетками и др.), насосами для перекачки воды, передвижными кранами, средствами для подачи электроэнергии, пара, сжатого воздуха, кислорода и др., для ремонтных или строительных работ. Различают Д. Сухие, наливные и плавучие. Сухой Д. (рис. 1) сооружается на защищённой от волнения акватории (См. Акватория) и представляет собой отделяемую от неё с торца затвором водонепроницаемую камеру. Стены и днище сухих Д. Обычно бетонные или железобетонные, реже — из металла и камня. При постановке в сухой Д.
Судно вводят в камеру и устанавливают над опорами, закрывают затвор, осушают камеру и судно садится на опоры. Вывод судна из Д. Производится в обратной последовательности. Ширина сухого Д. Может достигать 70 м, длина — 500 м. Наливной Д. (рис. 2) отличается от сухого тем, что суда устанавливаются на площадках, расположенных выше уровня воды. При постановке в наливной Д. Судно вводится в канал, находящийся между площадками. После закрытия затвора в камеру Д. Наливается вода, судно устанавливается над опорами и при спуске воды садится на них. Устройство второго затвора в береговой торцевой стенке и рельсовых путей для перемещения судов на тележках с заводской площадки и обратно превращает наливной Д. В Д.-камеру, используемую для спуска судов на воду и подъёма их из воды.
Наливные Д. И Д.-камеры рассчитываются на суда средней величины. Плавучий Д. (рис. 3) состоит из плоского прямоугольного понтона, на палубе которого (стапель-палубе) установлены опоры для судов, и двух (иногда одной) продольных башен. При заполнении водой отсеков понтона и нижней части башен Д. Притапливается и в него вводится судно. При откачке воды из отсеков Д. Всплывает вместе с судном, севшим на опоры. Плавучие Д. Обычно строят из стали, реже — из железобетона и дерева. Длина крупных плавучих Д. 250—300 м, ширина по стапель-палубе — свыше 45 м, подъёмная сила достигает 100 тыс. Т. Разновидность плавучих Д. — транспортные Д., служащие для перевозки судов. К плавучим Д. Относится и комплекс Д.-матки с несколькими Д.-понтонами.
Д.-понтон погружается и всплывает совместно с Д.-маткой, а при повторном погружении Д.-матки остаётся на плаву вместе со стоящим на его опорах судном. 2) Искусственный портовый бассейн с затвором, служащий для стоянки судов под погрузкой-разгрузкой и прочего в районах больших приливно-отливных колебаний уровня моря. Лит. Вахарловский Г. А., Кучерявенко П. Ф., Бузик В. Ф., Современные доковые сооружения для крупных и средних судов, Л., 1968. Металлические плавучие доки, Л., 1964. Г. Н. Финкель. Рис. 2. Схема поперечного сечения наливного дока. 1 — канал. 2 — площадка. 3 — опоры для судов. 4 — судно (римские цифры — последовательные позиции судна при постановке в док). Рис. 3. Плавучий док. Рис. 1. Постройка судна в сухом доке..
Дополнительный поиск Док
На нашем сайте Вы найдете значение "Док" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Док, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 3 символа