Дьюи

152

(Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей Прагматизма. Окончил Вермонтский университет (1879). Профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского (1904—30) университетов. Д. Развил новый вариант прагматизма — Инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактуется Д. В духе Бихевиоризма как сложная форма поведения, в конечном итоге — средство борьбы за биологическое выживание. Истина определяется не как соответствие объективной действительности, а как практическая эффективность, полезность.

Помимо неизменных истин, Д. Отвергает существование и неизменных этических норм, объявляя успех, практическую целесообразность критерием нравственности. Мораль, как и наука, составляет лишь техническое, оперативное средство социального маневрирования в любых интересах. Отвергая традиционные формы религии, Д. Выдвигал на их место свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию (вид богостроительства (См. Богостроительство)). Эстетическое сводится Д. К чувственному («искусство — это жизнь») и трактуется как всякое выражение гармонии, равновесия между организмом и средой. В социальной области Д. Выступал как идеолог буржуазного либерализма и «американского образа жизни». Идеям классовой борьбы он противопоставлял идеи классового сотрудничества и «мелиоризма», т.

Е. Постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе Д. Отводил реформам в области педагогики). Возглавляемая Д. «Лига независимого политического действия» активно участвовала в антисоветской пропаганде. В годы 2-й мировой войны 1939—45 Д. Выступал с позиций буржуазного либерализма против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой. Цель теории воспитания Д. — формирование личностей, умеющих «приспособляться к различным ситуациям» в условиях буржуазной системы «свободного предпринимательства». Д. Подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластический характер обучения и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение «путём делания», т.

Е. Так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Д. Является идеологом так называемой педоцентрической теории и методики обучения (см. Педоцентризм), согласно которой решающая и руководящая роль учителя в процессах обучения и воспитания умаляется и сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. В методике Д. Наряду с трудовыми процессами непомерно большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство.

Воспитанию дисциплины учащихся Д. Противопоставляет развитие их индивидуальности. Особое внимание Д. Уделял воспитанию у детей преданности буржуазной демократии. Большое значение он придавал роли семьи в воспитании и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей». Педагогические идеи Д. Оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. Стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг. Д. Неоднократно выезжал в разные страны (Китай, Японию, Мексику, Англию, Турцию) для распространения своих педагогических идей.

В 1928 посетил СССР. Соч. Reconstruction in philosophy, N. Y., 1920. Ideals, aims and methods of education, L., 1922. Experience and nature, Chi.—L., 1925. The quest for certainty, N. Y., 1929. Human nature and conduct, N. Y., 1930. Individualism old and new, L., 1931. Art as experience, N. Y., 1934. Democracy and education, N. Y., 1934. Logic. The theory of inquiry, N. Y., 1938. Problems of men, N. Y., 1946. Experience and education, N. Y., 1948. В рус. Пер. — Психология и педагогика мышления, 2 изд., Берлин, 1922. Введение в философию воспитания, М., 1921. Школы будущего, М., 1922. Школа и ребёнок, 2 изд., М.—П., 1923. Школа и общество, М., 1925. Лит. Кроссер П., Нигилизм Дж. Дьюи, пер. С англ, М., 1958. Богомолов А., Англо-американская буржуазная философия, М., 1964.

Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. С англ., М., 1965. Geiger G. R., J. Dewey in perspective, N. Y., 1958. Deledalle G., L'idée d'expérience dans la philosophiе de J. Dewey, [P., 1966]. Bernstein R. J., J. Dewey, N. Y., 1967. Somjee A. Н., The political theory of J. Dewey, N. Y., [1968]. Claparеde Ed., La pédagogic de J. Dewey, Nchât.—P., 1913. Rippe F., Die Pädagogik J. Deweys..., [s. 1.], 1934. Smith M., J. Dewey and moral education, Wash., 1939. Schilpp P. A., The philosophy of J. Dewey, Evanston—Chi., 1939. Thomas M. H., J. Dewey. A centennial bibliography, Chi., 1962. Б. Э. Быховский. Дж. Дьюи..

Значения в других словарях
Дьюзенберри

(Duesenberry) Джеймс (р. 18.2.1918, Принстон), американский буржуазный экономист. Окончил Мичиганский университет (1938). Профессор Гарвардского университета. Преподавательскую деятельность совмещал с научно-исследовательской работой в Кембриджском университете (1954—55), Фонде Форда (1958—59). С 1956 консультант Комитета экономического развития. В книге «Доход, сбережения и теория поведения потребителя» (1949) Д. Предпринял попытку развить некоторые положения кейнсианской экономической доктрины..

Дьюзенберри Джеймс

Дьюзенберри (Duesenberry) Джеймс (р. 18.2.1918, Принстон), американский буржуазный экономист. Окончил Мичиганский университет (1938). Профессор Гарвардского университета. Преподавательскую деятельность совмещал с научно-исследовательской работой в Кембриджском университете (1954‒55), Фонде Форда (1958‒59). С 1956 консультант Комитета экономического развития. В книге «Доход, сбережения и теория поведения потребителя» (1949) Д. Предпринял попытку развить некоторые положения кейнсианской экономичес..

Дьюи Джон

Дьюи (Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт, ‒ 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма. ..

Дьюк

(Duke) Чарлз (р. 3.10.1935, Шарлотт, штат Северная Каролина), лётчик-космонавт США, подполковник ВВС. Окончил колледж в Санкт-Петербурге (штат Флорида). Получил степень бакалавра военно-морских наук в Морской академии США (1957) и степень магистра наук по специальности «аэронавтика и астронавтика» в Массачусетском технологическом институте (1964). Служил в ВВС США на базах в штатах Джорджия и Техас, затем — на Рамштейнской военно-воздушной базе (ФРГ). После окончания школы по подготовке пилотов ..

Дьюи

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859 - 1952), американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Предложил "реконструкцию философии", чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории - инструменты приспособления к внешней среде. Создатель педагогической теории, в основе которой лежит принцип "обучения посредством деланья" (формирования практических навыков).. ..

Дьюи

(Dewey), Джон (20.Х.1859 - 1.VI.1952) - амер. Философ-идеалист, создатель одного из вариантов прагматизма - т. Н. Инструментализма. Был проф. Последовательно в Мичиганском, Миннесотском, Чикагском, Колумбийском (Нью-Йорк) ун-тах. Гносеология Д. Основана на отрицании объективной истины и рассмотрении науч. Понятий лишь как "инструментов", ценность к-рых всецело определяется их практич. Полезностью. Распространяя свою теорию на обществ. Науки, Д. Отрицал наличие в истории объективной причинности и..

Дьюи

(Dewey) Джон (1859-1952) - американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения. 'Школа и общество' (1899), 'Исследования по логической теории' (1903), 'Влияние Дарвина на философию' (1910), 'Как мы мыслим' (1910), 'Очерки по экспериментальной логике' (1916), 'Опыт и природа' (1925), 'Либерализм и социальное действие' (1935), 'Логика. Теория исследования' (1938), 'Единст..

Дьюи

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1920) - американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения. "Школа и общество" (1899), "Исследования по логической теории" (1903), "Влияние Дарвина на философию" (1910), "Как мы мыслим" (1910), "Очерки по экспериментальной логике" (1916), "Опыт и природа" (1925), "Либерализм и социальное действие" (1935), "Логика. Теория исследования" (1938), "Е..

Дополнительный поиск Дьюи Дьюи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дьюи" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьюи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа