Ереси в России

131

возникли с принятием христианства как протест народных масс против насильственной христианизации и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерковную окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071. Характерной чертой Е. 11—12 вв., получившей распространение среди крестьян-общинников и части низшего духовенства, являлось наличие в них языческих и сходных с богомильством (см. Богомильство) представлений. Первой Е., возникшей в русских городах, было движение стригольников (середина 14 — 1-я половина 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Происхождение названия этой Е. Не установлено. Некоторые связывают его с ремесленными специальностями (стрижка сукна, цирюльничество), другие — с особым обрядом посвящения (специфическая стрижка).

Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церковную иерархию и монашество, весь «чин священнический», который поставлялся за деньги, «по мзде», таинство «священства», а также таинства причащения, покаяния, крещения, исполнение которых сопровождалось большими поборами в пользу духовенства. Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религиозной проповеди для мирян. В проповедях стригольников проступали и социальные мотивы, в них порицались богачи за порабощение свободных людей. Церковь жестоко расправилась с руководителями стригольников. Однако их учение продолжало бытовать в Новгороде, Пскове, а также в Твери, где в поддержку стригольников выступили епископы Федор Добрый и Евфимий Вислень.

Новый подъём еретического движения в России наблюдался в конце 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород. Иосиф Волоцкий называл основателем этого вида Е. Некоего «жидовина Схарию», приехавшего в 1471 в Новгород из Литвы, а самих еретиков «жидовомудрствующими», произвольно вменяя им приверженность к иудаизму. Наименование новгородско-московских еретиков конца 15 — начала 16 вв. «жидовствующими», бытовавшее в дореволюционной литературе, отвергнуто советскими историками. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Идеологами движения были священники Денис и Алексей. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды. Среди них проявлялись иконоборческие настроения, а некоторые придерживались антитринитарских взглядов (см.

Антитринитарии), подвергая критике с рационалистических позиций основной догмат православия о троичности божества. В конце 15 — начале 16 вв. Еретическое движение распространилось на Москву. Здесь около середины 80-х гг. 15 в. Сложился кружок во главе с Федором Курицыным. Московская Е. Носила более светский характер, чем новгородская. В ней участвовали Елена Стефановна, сноха Ивана III, представители государственного аппарата (некоторые дьяки), купечества, профессиональные переписчики книг. Для московского кружка характерен интерес к гуманистическим идеям. В своих произведениях («Лаодокийское послание», «Написание о грамоте») Ф. Курицын проводит мысль о свободе воли («самовластии души»), достигаемой путём образования, грамотности.

Новгородско - московские еретики поддерживали великокняжескую власть против феодальной раздробленности, выступали за секуляризацию церковных земель. Но боязнь распространения еретических идей среди народных масс и нужда в поддержке со стороны церкви в осуществлении внешнеполитических планов заставили великокняжескую власть отказаться от своих секуляризационных намерений и объединиться с церковниками. Против еретиков объединились и Нестяжатели, и Иосифляне. Борьбу возглавил Иосиф Волоцкий, написавший ряд обличительных сочинений. Жестоким гонителем еретиков был новгородский архиепископ Геннадий. Были казнены вожди новгородских стригольников Карп и Никита, погиб в темнице псковский монах Захар, низложены епископы Федор Добрый и Евфимий Вислень, изгнан из Ростова Маркиан, а Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплёв и Иван Максимов были сожжены.

По соборным приговорам 1490, 1494, 1504 сжигались и уничтожались книги еретиков. Репрессии начала 16 в. Привели к ослаблению Е. Однако вместе с тем в начале 16 в. Шёл процесс самоопределения еретиков по социальному составу. Продолжавшиеся в условиях конспирации еретические проповеди вызывали бурный протест со стороны апологетов воинствующего православия. Иосиф Волоцкий в 1511 писал великому московскому князю Василию III Ивановичу (См. Василий III Иванович) о том, что от еретических учений может погибнуть всё православное христианство. Наибольшего развития Е. В России получили в середине 16 в. В Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине. Впервые в еретическом движении наряду с горожанами, низшим духовенством, отдельными представителями дворянства приняли участие и крестьяне.

Подъём движения в середине 16 в. Был вызван глубокими сдвигами в социально-экономической и политической жизни страны. В обстановке городских восстаний и выступлений крестьян в деревне внутри движения наметилось размежевание на течения среди демократических слоев города и крестьянско-плебейское течение. Идеологом последнего выступил Феодосий Косой. Для созданного им «нового учения» характерны ярко выраженный антитринитаризм и радикализм социальных выводов. Отрицались не только феодальная церковь с её иерархией, догматами и обрядами, но и вся система феодального господства и подчинения. Феодосии Косой выступал против войн и провозглашал равенство всех народов. Он отвергал авторитет церкви и выдвигал учение о «разуме духовном», противостоящем «человеческим преданиям», о «боге живых» и православном «боге мертвых».

Ф. Косой считал «спасение» человека делом его собственных рук и отказывал богу в спасительной жертве. Он объявлял религию внутренним миром человека. Е. Феодосия Косого была вершиной русской еретической мысли. Официальные власти ополчились против Косого, но он избежал казни, укрывшись в Польше. Защиту интересов горожан взял на себя один из наиболее дальновидных представителей дворянства 16 в. — Матвей Баткин, также придерживавшийся антитринитарских взглядов, но более умеренный в социальных выводах. Анализируя Евангелия, Башкин отверг догмат о троице и признавал Христа простым человеком. Вследствие этого Башкин считал иконы подобными идолам и призывал заменить церковное покаяние отказом делать дурные дела. По доносу попа его схватили и заточили в монастырь.

Новые веяния затронули даже писателей и деятелей культуры, далёких от того, чтобы сомневаться в догматах (И. С. Пересветов, Иван Федоров, Петр Мстиславец и др.). Подъём середины 16 в. Был бурным, но кратковременным. Воинствующие церковники при поддержке государственной власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям. В 50-х гг. По инициативе митрополита Макария проводятся церковные соборы. Многие еретики были заключены в Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и др. Монастыри или казнены во время опричнины. Этот разгром губительно сказался на дальнейшем развитии русской общественной мысли и культуры. С именами еретиков связаны выдающиеся памятники права и всемирной истории (труды Ивана-Волка Курицына и Ивана Чёрного).

Крупный вклад внесли они в создание демократического русского языка и грамотности. Е. Дали толчок мощному культурному движению, в котором проходило самоопределение русской гуманистической мысли. В начале 18 в. Основной комплекс идей, выработанных в середине 16 в., в том числе и антитринитарских, встречается в учении Дмитрия Тверитинова. С развитием капиталистических элементов Е. Стали вырождаться в религиозное сектантство. Лит. Голубинский Е., История русской церкви. Т. 2. М., [1900]. Рыбаков Б. А., Воинствующие церковники XVI в., «Антирелигиозник», 1934, №3—4. Казакова Н. А. И Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI вв., М. — Л., 1955. Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958. Клибанов А.

И., Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960. Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начале XVI вв., М. — Л., 1960. Будовниц И. У., Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв., М., 1966. Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.), М., 1967. В. И. Корецкий.

Значения в других словарях
Ерерукская базилика

один из древнейших (5 в.) памятников армянской архитектуры, расположена вблизи поселок Анипемза Анийского района. 3-нефная, на 6-ступенчатом стилобате (низ стилобата 30м х 40 м), с 4 выступающими на углах приделами, соединёнными друг с другом галереями. Ерерукская базилика. 5 в. Вид с юго-запада.. ..

Ереси

(от греч. Háiresis — особое вероучение, религиозная секта) в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как «отклонившиеся») от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В период господства религиозной идеологии Е. Являлись специфической формой социального протеста. Наибольшего развития и общественного значения Е. Достигли в средние века, когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальный строй божественным ..

Ержар

посёлок городского типа, центр Мирзачульского района Сырдарьинской области Узбекской ССР. Ж.-д. Станция в 73 км к С.-З. От Гулистана. 14,2 тыс. Жителей (1971). Заводы. Железобетонных изделий, хлопкоочистительный. ..

Ерик

(тюркское) термин, употребляемый на Ю. Европейской части СССР для названия. 1) протока, соединяющего реку или отдельные рукава с пойменным озером или пойменные озёра друг с другом. 2) ложбины временных потоков, образующихся на пойме при разливах реки. ..

Дополнительный поиск Ереси в России Ереси в России

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ереси в России" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ереси в России, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 14 символа