Заикание

123

сложное нарушение речи (См. Речь), проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. З. Чаще всего бывает функциональным, когда не отмечается каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. В редких случаях З. Может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Как правило, З. Возникает у детей в раннем возрасте (от 2 до 5 лет) в период формирования развёрнутой обобщённой фразовой речи. Чаще встречается у легко возбудимых, нервных детей. Различают три формы З. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах речевого аппарата.

Наиболее ранняя и лёгкая — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги слова (м — м — мячик, па-па — па — паровоз). Со временем она нередко переходит в более тяжёлую — тоническую, когда в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова (м- - -ячик, авт- - -обус). Встречается и смешанная форма З. Иногда к судорогам речевых мышц во время речи или перед её началом присоединяются судороги мышц лица, конечностей. Эти, т. Н. Сопутствующие, движения также являются непроизвольными, насильственными. Одной из причин функционального З. Являются чрезмерно высокие требования, предъявляемые к речи детей. Понуждение к повторению непонятных и трудных слов, к декламации сложных стихов перед посторонними, перегрузки чтением, не соответствующим возрасту и развитию.

Часто З. Возникает у детей с недоразвитой речью, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей. Возникновению З. Способствуют физические наказания, испуг. З. Может появиться и в результате подражания. В школе З. Обычно усиливается. Дети начинают переживать свой недостаток, к их речи предъявляются новые требования. Наивысшего развития З. Достигает обычно в юношеском возрасте и после 30 лет начинает ослабевать. Очень важно не пропустить у ребёнка начала З. При повторении им отдельных звуков или внезапных остановках речи в начале или середине слова необходимо обратиться к врачу-невропатологу и логопеду, т.к. З. Само по себе, как правило, не исчезает, а приобретает со временем тяжёлую, стойкую форму.

Не следует фиксировать внимание ребёнка на З., заставлять повторять трудные для него слова, т.к. Это вызывает у него страх перед собственной речью, закрепляет З. Полезен полный речевой покой (режим молчания) для выработки торможения патологических связей (в течение месяца ребёнок шёпотом говорит лишь в необходимых случаях). На этот срок исключаются чтение, разучивание стихов, сказок, посещение кино, театров, просмотр телевизионных передач. Для устранения З. Наряду с логопедическими занятиями проводят медикаментозное, физиотерапевтическое и психотерапевтическое лечение. Большое значение придаётся регулирующему влиянию среды, поэтому ведётся необходимая разъяснительная работа с членами семьи. Занятия по устранению З.

Всегда проводятся в группах, т.к. Необходима постоянная речевая практика в условиях коллектива. Содержание и формы логопедических занятий изменяются в зависимости от возраста заикающихся. На занятиях развивают навыки самостоятельной, свободной от З. Речи (от самых лёгких, доступных форм речи до сложных, обобщённых, развёрнутых сообщений). Для более полного устранения З. Необходимы спокойная обстановка в семье, правильное отношение к заикающемуся со стороны окружающих. В СССР работа по устранению З. Проводится в специальных учреждениях. Для детей дошкольного возраста — в специальных детских садах и специальных группах при массовых детских садах, а также в полустационарах. Для школьников — на логопедических пунктах при школах, поликлиниках и психоневрологических диспансерах.

Для подростков и взрослых — в психоневрологических диспансерах амбулаторно или в специальных отделениях больниц стационарно. Преодоление З. Достигается лишь длительной систематической работой. З. Считается полностью устранённым, когда оно не проявляется даже в длительных беседах с посторонними. Лит. Левина Р. Е., К проблеме заикания у детей, «Дефектология», 1969, № 3. Чевелева Н. А., Исправление речи у заикающихся дошкольников, М., 1965. Н. А. Чевелёва.

Значения в других словарях
Заззо

(Zazzo) Рене (р.27.10.1910, Париж), французский психолог, глава парижской школы генетической психологии. Ученик А. Баллона. Преподаёт в институте психологии Сорбонны (с 1937. Профессор с 1947). Занимается преимущественно проблемами психического развития ребёнка, которые стремится разрешить на основе принципов диалектического материализма. Один из основных методов З. — сравнительное исследование развития гомозиготных близнецов. Исходя из того, что социальность заключена в самой природе человека и..

Заззо Рене

Заззо (Zazzo) Рене (р.27.10.1910, Париж), французский психолог, глава парижской школы генетической психологии. Ученик А. Баллона. ..

Заикин

Иван Михайлович [5(17).11.1880, с. Верхнеталызино, ныне Сеченовского района Горьковской области, — 22.11.1948, Кишинев], русский атлет, авиатор. Чемпион России (1904) по поднятию тяжестей. С 1905— борец-профессионал, ученик И. М. Поддубного (См. Поддубный). В 1908 обучался авиации в Париже, затем демонстрировал воздушные полёты по городам России. Как борец гастролировал в Европе, Америке, Африке, Австралии. С 1934 жил в Кишиневе. В Молдавии ежегодно разыгрывается приз им. З. По борьбе.. ..

Заикин Иван Михайлович

Заикин Иван Михайлович [5(17).11.1880, с. Верхнеталызино, ныне Сеченовского района Горьковской области, — 22.11.1948, Кишинев], русский атлет, авиатор. Чемпион России (1904) по поднятию тяжестей. С 1905— борец-профессионал, ученик И. М. Поддубного. ..

Заикание

ЗАИКАНИЕ - расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др.. ..

Заикание

ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др.. ..

Заикание

Чаще всего бывает нервного и притом наследственного происхождения. Объяснять З. Перенесенной в детстве английской болезнью, худосочием и ослабленным питанием едва ли верно, так как множество людей при перечисленных условиях говорят совершенно плавно. Напротив того, испуг и пример заикающегося товарища, слабая воля и страх того, что известные слова не могут быть свободно произнесены, играют в происхождении З. Значительную роль. — В наследственности этого недостатка нельзя указать никакой законнос..

Заикание

Нарушение речи, характеризующееся запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия - в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи, возникновении чувства страха и стыда. В большинстве случаев заикание начинается в детстве и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся взрослых бо..

Заикание

Запинание, спотыкание, пселлизм, логопатия. ..

Заикание

Расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др.. ..

Заикание

Ср.Речевой недостаток, проявляющийся в затрудненном произношении некоторых звуков, слогов и их повторении вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата.. ..

Заикание

ЗАИКА́НИЕ -я. Ср.. ..

Заикание

-я, ср. 1. См. Заикаться. 2. Патология речи — запинки, остановки, повторение одних и тех же звуков из-за судорожных сокращений мышц гортани. Страдать заиканием.. ..

Заикание

Заикания, мн. Нет, ср. (мед.). Нервное расстройство речи, выражающееся в затрудненном произношении звуков вследствие судорожного движения мышц гортани.. ..

Заикание

(balbuties) расстройство речи, при котором нарушена ее плавность, возникают непроизвольные задержки произнесения отдельных звуков и слогов или их повторения.. ..

Заикание

IЗаика́ние (balbuties)нарушение темпа и ритма речи. Основным проявлением З. Являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Степень проявления З. Зависит от сложности речевой деятельности и речевых ситуаций. Оно менее выражено в стихотворной речи, при простом повествовании о хорошо знакомых вещах, в общении с близкими людьми. Обычно пост..

Заикание

(balbuties) - расстройство речи, при котором нарушена ее плавность, возникают непроизвольные задержки произнесения отдельных звуков и слогов или их повторения.. ..

Заикание

Категория. Нарушение устной речи. Специфика. Речь становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Патогенез. Заикание чаще всего начинается в дошкольном возрасте, прежде всего при переходе к развернутой фразовой речи, когда психическое перенапряжение или травма нервной системы могут привести к нарушению регуляторных механизмов речи. При этом способствующ..

Заикание

Нарушение речи, основой которого является преходящее выключение голосообразования [Куршев В.А., 1973]. В связи с этим феноменом возникают судорогоподобные симптомы, непроизвольные запинки, повторение отдельных звуков и слогов. Нередки фобические явления, способствующие фиксированности механизмов 3. По механизмам невроза ожидания. По В.А. Куршеву, основным фактором в патогенезе 3. Является психическая травма, другие вредные факторы действуют опосредованно, через нее. Различают 3. Невротическое ло..

Заикание

Нарушение речи, основой которого является преходящее выключение голосообразования (Куршев В.А., 1973). В связи с этим феноменом возникают судорогоподобные симптомы, непроизвольные запинки, повторение отдельных звуков и слогов. Нередки фобические явления, способствующие фиксированности механизмов 3. По механизмам невроза ожидания. По В.А. Куршеву, основным фактором в патогенезе 3. Является психическая травма, другие вредные факторы действуют опосредованно, через нее.. ..

Заикание

Расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигат. Аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др. ..

Дополнительный поиск Заикание Заикание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Заикание" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заикание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 8 символа