Ампир

140

(от франц. Empire — империя) стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию Классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. Включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы. Монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. П.). А. Включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.

И.). А. Сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития А., получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш.

Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. А. Получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии. В России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский А.

Дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806—23, архитектор А. Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, — в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804—18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства («Гурьевский сервиз», 1809—18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле А., построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина, и Станицкой, 1817—22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами. А. Сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

Лит. Некрасов А. И., Русский ампир, М., 1935. Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractères, P.,1930. И.М.Глозман. Ваза с женской фигурой из Гурьевского сервиза. 1809 — 18. Императорский фарфоровый завод. Веер с росписью по рис. Ш. Персье и П. Фонтена. П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград. К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 — 29. Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 — 37. А. Н. Воронихин. Портик Горного института в Ленинграде. 1806. Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло..

Значения в других словарях
Амперметр

прибор для измерений силы постоянного и переменного тока в амперах (а). Шкалу А. Градуируют в килоамперах, миллиамперах или микроамперах в соответствии с пределами измерения прибора. В электрическую цепь А. Включается последовательно. Для увеличения предела измерений — с шунтом или через трансформатор (рис.). Под действием тока подвижная часть прибора поворачивается. Угол поворота связанной с ней стрелки пропорционален силе тока. Существуют А., в которых применены магнитоэлектрическая, электром..

Амперометрия

амперометрическое титрование, один из электрохимических методов анализа (См. Электрохимические методы анализа).. ..

Амплидин

принятое в иностранной литературе название электрической машины для усиления слабых токов и мощности (Amplifier dynamo или Amplidyne). См. Электромашинный усилитель.. ..

Амплитрон

электровакуумный прибор магнетронного типа, применяемый для усиления сигналов СВЧ колебаний. То же, что и Платинотрон, работающий в режиме усиления.. ..

Ампир

АМПИР (от франц. Empire - букв. - империя), Стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное..

Ампир

АМПИР (от французского empire, буквально - империя>), стиль> в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети 19 в., завершивший развитие> классицизма. Первоначально сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества. Наиболее ярко проявился в сооружении торжественных городских ансамблей, общественных зданий, триумфальных арок и т.д. (архитекторы Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтен во Франции, А.Д. Захаров>, А.Н. Воронихин, К.И. Росси> и др. В России), выполненных в мо..

Ампир

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Ампир

1. М.Стиль в архитектуре и декоративном искусстве позднего классицизма (первая четверть XIX в.), ориентированный на образцы античного и древнеегипетского искусства и соединивший монументальный лаконизм с изысканностью декоративных элементов.2. Прил. Неизм.Отличающийся сочетанием монументального лаконизма с изысканностью декоративных элементов (о стиле).. ..

Ампир

1. -а, м. Возникший во Франции в конце 18 - нач. 19 в. Стиль в архитектуре и в декоративном искусстве, основанный на подражании античным образцам. 2. Нвизм. Имеющий такой стиль, выполненный в таком стиле. Архитектура а. II прил. Ампирный, -ая, -ое (к 1 знач.. ..

Ампир

Ампира, м. (фр. Empire, букв. Империя) (искус.). Художественный стиль, преимущ. В архитектуре и мебели, распространившийся из Франции эпохи империи (в начале 19-го в.) в Зап. Европе и России. Русский ампир.. ..

Ампир

        (от франц. Empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи. Монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские..

Ампир

Стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве первой трети XIX века, завершивший развитие классицизма и использовавший наследие Древней Греции и Рима. Характеризуется монументальными формами и парадным великолепием мемориальных и дворцовых зданий. ..

Ампир

Стиль в архитектуре первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм XVIII в. (ордерная система, портик с колоннами, увенчанный фронтоном или аттиком и выделяющий центральную часть здания, рустовка нижнего яруса), но отличался стремлением к большей строгости и простоте, а в ряде случаев — к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира преобладает военная эмблематика (ликторские связки, лавровые венки, факелы, гении с..

Ампир

(от французского empire, буквально — империя), стиль в архитектуре первой четверти XIX в., завершивший эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, опирался на художественное наследие архаической Греции, императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи. Монументальные, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки,..

Ампир

(от франц. Empire, букв. - империя) - стиль архитектуры и искусства (преим. Декоративного) позднего классицизма в европ. Странах 1-й трети 19 в. В архитектуре А. Преобладают мотивы и формы, заимствов. Из художеств. Наследия императорского Рима (триумфальные арки, мемориальные колонны, воен. Эмолематика в архит. Деталях и т. П.), а также древнеегипетского искусства. А. В разных странах получал истолкование в соответствии с особенностями их общественно-политич. Жизни. ..

Ампир

(от фр. "империя") - архитектурный стиль позднего классицизма. Примеры. Архитектурные ансамбли Архангельского, Останкина, Кускова, Остафьева, Муранова, Ольгова, Никольского-Урюпина.. ..

Ампир

( фр. Empire - империя) - стиль позднего классицизма в зап.-европ. Архитектуре и прикладном искусстве. Характерны строгие монументальные формы и обращение к древнерим. И древнеегип. Декоративным формам.. ..

Ампир

(от франц. Empire - империя) - художественный стиль в одежде, архитектуре, прикладном искусстве. Возник под влиянием французской революции 1789-1794 гг. Основная черта стиля - демократизация и упрощение. Женское платье освободили от корсета (затем он вновь вошел в моду), платье становится легким, открывает руки и шею. Упростились и мужские костюмы, стали строже. Рубашки начали шить с высокими воротниками, украшать галстуками. Главное требование к одежде - хороший покрой и элегантность. Изменили..

Дополнительный поиск Ампир Ампир

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ампир" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ампир, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа