Золя

80

(Zola) Эмиль (2.4.1840, Париж, — 29.9.1902, там же), французский писатель. Сын инженера. В юности испытал влияние А. Де Мюссе и В. Гюго. В раннем творчестве ощутимо воздействие романтической поэтики (новеллы цикла «Сказки Нинон», 1864, роман «Исповедь Клода», 1865). Литературно-критические и искусствоведческие книги З. («Что я ненавижу», 1866, «Мой салон», 1866, «Эдуард Мане», 1867) направлены против официального салонно-академического искусства, в поддержку первых выступлений импрессионистов. Считая большой заслугой Э. Мане и импрессионистов смелость и непосредственность в изображении реальной жизни, З. Осудил позже утрату ими этих качеств. В предисловии ко 2-му изданию романа «Тереза Ракен» (1867) З. Заявил о своей принадлежности к «группе писателей-натуралистов» (см.

Натурализм). Вводя в литературу данные естественно-научных открытий, медицины и физиологии, а также эстетическую теорию позитивизма (И. Тэн), З. Отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. В 1868—70 З. Сотрудничал в органах республиканской оппозиции. Газете «Трибюн» («Tribune»), «Рапель» («Rappel»). В канун франко-прусской войны 1870—71 он открыто выступил за низвержение Наполеона III, против провоцируемой им бойни. Очерк «Война» (газета «Клош» — «La cloche», 1870). Политическое неприятие бонапартистского режима — один из идейных мотивов отхода З. От эстетики натурализма. В конце 1868 З. Начал работу над серией романов о Второй империи. У истоков замысла этой эпопеи — наследие О.

Бальзака. В серию «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871—93) вошли 20 романов, объединённых идеей вскрыть динамику развития личности, семьи, социальных групп в обществе, а самого общества — в истории. Сопоставляя республиканское настоящее с имперским прошлым, З. Обнажал внутреннее родство между двумя режимами, развенчивал буржуазно-республиканскую демагогию и лицемерную ложь о классовой гармонии. Рабочий был и остался пленником нужды («Западня», 1877). В обществе господствует власть золота («Деньги», 1891). Страсть к наживе охватила всё общество — деревню («Земля», 1887), город («Дамское счастье», 1883), разнуздала самые низменные животные инстинкты в человеке («Накипь», 1882).

Молодые буржуа у З. Деморализованы историческим опытом своих отцов. Они либо безвольно гниют на корню («Добыча», 1871), либо расчётливо продвигаются по служебной лестнице («Карьера Ругонов», 1871, «Его превосходительство Эжен Ругон», 1876). Писателю нередко казалось, что одичание человека коренится в самой его природе («Человек-зверь», 1890). Но в художественном анализе социальных и психологических факторов, определяющих формирование человека-собственника, сам З. Опровергал биологический детерминизм («Чрево Парижа», 1873). Идея наследственности постепенно утрачивала в сочинениях З. Свою универсальную роль, её вытесняла историческая и социальная точка зрения на человека-пролетария, способного возмущаться и противостоять обстоятельствам («Жерминаль», 1885).

В массовых сценах убийства, да и всем сюжетом «Разгрома» (1892) З. Осудил буржуазный строй, вступивший в империалистическую фазу своего развития. Взгляды З. На искусство отразились в романе «Творчество» (1886), темой которого явилась художественную жизнь Франции 1860-х — середины 1880-х гг. «Теория натурализма» (З. Сохранил выдвинутый им термин) который по сути дела он в зрелые годы отождествлял с реализмом) обоснована З. В работах «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881), «Литературные документы» (1881). Физиологический аспект снижал интеллектуальную силу персонажей З. По сравнению с героями Бальзака. Но в «Ругон-Маккарах» французский реализм одновременно и расширил свои границы, запечатлев образы таких «экономических организмов-гигантов» (по выражению П.

Лафарга), как шахта, железная дорога, биржа, проанализировав их влияние на человеческий характер. В драматургическом наследии З. Наиболее значительны драма «Тереза Ракен» (пост. 1873) и комедия «Наследники Рабурдена» (1874). Рост социалистических тенденций в рабочем движении 90-х гг. Позволил З. («Речь к юношеству», 1893) увидеть «. В поднимающемся социализме зачаток социального закона будущего, закона труда для всех...» (цитата по книге. Толстой Л. Н., Полное собрание сочинений, т. 29, 1954, с. 181). Герой трилогии «Три города» («Лурд», 1894, «Рим», 1896, «Париж», 1898) интеллигент Пьер Фроман подвергает научной экспертизе христианскую веру и открывает у её истоков эксплуатацию невежественной толпы, грубую торговлю «чудом».

Свою мечту о грядущем торжестве разума, труда З. Воплотил в незавершённой социальной утопии-тетралогии «Четыре евангелия» («Плодовитость», 1899, «Труд», 1901, «Истина», 1903, посмертно, «Справедливость», не завершена). В 1898, во время Дрейфуса дела (См. Дрейфуса дело), З. Поднял голос против клерикальной и военной реакции (сборник статей «Истина шествует», 1901). Письмо З. Президенту республики «Я обвиняю» (опубликовано в газете «Орор» — «L'Aurore», 13.1.1898), по выражению Ж. Геда, — самый революционный акт века. Буржуазная Франция приговорила 23 февраля 1898 писателя-гражданина к тюремному заключению. З. Удалился в изгнание (вернулся в 1899). З. Мечтал создать театр для народа. В цикле драм «Франция шествует» он намеревался продолжить битву с Третьей республикой, в которой под революционной вывеской властвовал монархический дух.

Замысел не был реализован. З. Внезапно скончался от отравления угарным газом. Прямое влияние З. Испытали писатели разных стран. В России произведения З. С 1872 печатались порой раньше, чем во Франции. В 1875—80 З. Благодаря посредничеству И. С. Тургенева сотрудничал в журнале «Вестник Европы». Глубокий отклик в России породило письмо «Я обвиняю». После Великой Октябрьской социалистической революции наследие З. Высоко оценили А. В. Луначарский и М. Горький. «По романам Эмиля Золя, — сказал Горький, — можно изучить целую эпоху» (Собр. Соч., т. 25, 1953, с. 94). Соч. Les œuvres complètes. Notes et commentaires de М. Le Blond, [t. 1-50], P., 1927—29. Œuvres complètes, éd. Établie sous la direction de Henri Mittérand,[t. 1—42], P., 1966—69. В рус, пер. — Собр.

Соч., т. 1—18. Под общей ред. А. Пузикова, М., 1957. Собр. Соч. В 26-ти томах. Вступ. Ст. И. Анисимова, М., 1960-67. Э. Манэ, Л., 1935. Лит. Маркс К. И Энгельс О., Об искусстве. Сост. М. Лифшиц, т. 1—2, М., 1967. Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5. Изд., т. 36 («Пророческие слова», с. 476). Анисимов И. И., Золя, в его кн. Классическое наследство и современность, М., 1960. Барбюс А., Золя. Вступ. Статья А. Луначарского, М. — Л., 1933. Клеман М. И Реизов Б., Э. Золя, Л., 1940. Крупская Н. К., Педагогические сочинения в 10 тт., т. 8, М., 1960, с. 638—39. Лану А., Здравствуйте, Эмиль 3оля!, М., 1966. Лафарг П., «Деньги» Золя, в его кн. Литературно-критические статьи, М., 1936. Луначарский А., «На кисельных берегах». Современная литература на Западе, в кн. Литературное наследство, т. 82, М., 1970.

Манн Г., Речь о Золя в Праге. Золя, Соч. В 8 тт., т. 8, М., 1958. Пузиков А. И., Э. Золя, М., 1961. Его же, Золя, М., 1969. Эйхенгольц М., Творческая лаборатория Золя, М., 1940. Якимович Т., Молодой Золя. Эстетика и творчество, К., 1971. Fréville J., Zola, semeur d'orages, P., [1952]. Guillemin H., Présentation des Rougon-Macquart, [P., 1964]. Max S., Les métamorphoses de la grande ville dans les Rougon-Macquart, P., 1966. Mittérand H., Zola journaliste,.., P.,[1962]. Ramond F., Les personnages des Rougon-Macquart, P., 1901. Ternois R., Zola et ses amis italiens. Documents inédits. P., 1967. Zola, [New Haven (Connc.), 1969]. Библиографические издания. Брук Е. Ф. И Паевская А. В., Э. Золя. (К 50-летию со дня смерти), М.,1953. Mittérand Н. Et Suwala H., Emile Zola journaliste.

Bibliographie chronologique et analytique, v. 1—, P., 1968. В. П. Балашов. Э. Золя. Э. Золя. «Чрево Парижа». Фронтиспис Н. Шеберстова (перо, тушь. По изд. 1949). Сцена из спектакля «Наследники Рабурдена» Э. Золя. Московский драматический театр им. К. С. Станиславского. 1952. Э. Золя. «Дамское счастье». Илл. Г. Филипповского (перо, тушь. По изд. 1955)..

Значения в других словарях
Зольник (в печах)

Зольник, поддувало, часть слоевой топки. ..

Зольное

посёлок городского типа в Куйбышевской области РСФСР. Расположен на правом берегу Волги, в 20 км к В. От г. Жигулёвска. Добыча нефти. ..

Золя Эмиль

Золя (Zola) Эмиль (2.4.1840, Париж, — 29.9.1902, там же), французский писатель. Сын инженера. В юности испытал влияние А. Де Мюссе и В. Гюго. В раннем творчестве ощутимо воздействие романтической поэтики (новеллы цикла «Сказки Нинон», 1864, роман «Исповедь Клода», 1865). Литературно-критические и искусствоведческие книги З. («Что я ненавижу», 1866, «Мой салон», 1866, «Эдуард Мане», 1867) направлены против официального салонно-академического искусства, в поддержку первых выступлений импрессионист..

Зоман

нервно-паралитическое отравляющее вещество. Пинаколиновый эфир фторангидрида метилфосфоновой кислоты бесцветная, малолетучая жидкость. Tkип 42 °С (0,2 мм рт. Ст.), З. Ограниченно растворим в воде, в органических растворителях — хорошо. Очень медленно гидролизуется водой, значительно быстрее водными растворами кислот, щелочей и аминов, с образованием нетоксичных веществ. З. Обладает резко выраженным мистическим действием (сужение зрачка), смертельная концентрация в воздухе 0,02 мг/л при экспоз..

Золя

ЗОЛЯ (Zola) Эмиль (1840 - 1902), французский писатель. В 20-томной серии романа "Ругон-Маккары" (1871 - 93) - история> одной семьи в эпоху Второй империи. В лучших романах серии - "Чрево Парижа" (1873), "Западня" (1877), "Жерминаль" (1885), "Деньги" (1891), "Разгром" (1892) - с большой остротой изображены социальные противоречия. Золя - сторонник принципов натурализма (книга> "Экспериментальный роман", 1880). Разделял взгляды, согласно которым общество> подчинено биологическим законам, что приво..

Золя

Или Зола (Эмиль Zola) — знаменитый французский романист. Род. 2 апреля 1840 г. В Париже, от отца итальянца и матери француженки. Отец З., инженер по профессии, строитель канала в Э, носящего его имя, умер в 1847 г., оставив семью в стесненных обстоятельствах. Окончить курс ученья в лицее (сначала в Э, потом в Париже) З. Мог только благодаря поддержке старых друзей отца. Экзамена на степень бакалавра он не выдержал и вынужден был служить в купеческой конторе, потом в книжном магазине Гашетта. Пис..

Золя

ЗОЛЯ Эмиль (emile Zola, 1840-1902) - французский писатель. Сын инженера, построившего канал в Эксе. Один из самых значительных представителей буржуазного реализма второй половины XIX в. - Вождь, теоретик так наз. Натуралистического движения, З. Стоял в центре лит-ой жизни Франции последнего тридцатилетия прошлого века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) - с участием Флобера, Тургенева, Додэ и Эд. Гонкура, «Меданские вечера» (1880) - знаменитый сборник, включ..

Золя

Золя (Zola) Эмиль (1840-1902) - французский романист, глава натуралистической школы и автор теории экспериментального романа. Созданный им новый литературный жанр Золя называет "экспериментальным романом", желая этим подчеркнуть, что в своем художественном творчестве он пользуется научным методом точного наблюдения и объективного описания. В длинной серии романов, в которых изображается история семьи Ругон-Макаров, Золя развернул широкую картину разложения буржуазного общества в эпоху второй имп..

Дополнительный поиск Золя Золя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Золя" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Золя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 4 символа