Ибсен

108

(Ibsen) Генрик (20.3.1828, Шиен, — 23.5.1906, Кристиания), норвежский драматург. Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836. Работая с 1844 учеником аптекаря, И. Написал первые стихи и драму «Катилина» (1850), тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 в Европе. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса И. «Богатырский курган». В 1852—57 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром. В 1857—62 возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В 1864—91 жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. В конце 40 — начале 50-х гг. И. Обратился к сатире и гротеску. Буржуазной современности И. Противопоставлял героическое национальное прошлое, мир патриархальной крестьянской жизни и возвышенность человеческих чувств.

В «Комедии любви» (1862), в которой наметилась реалистическая линия, нарисована резко сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) И. Показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Герой драматической поэмы «Бранд» (1866) — цельный человек, не останавливающийся ни перед какими жертвами для осуществления своего идеала. Несмотря на абстрактность цели (достижение внутреннего совершенства, полной умственной свободы), Бранд героичен и противостоит ничтожности окружающей действительности. Масштабность философско-символической драмы сохраняется в «Пер Гюнте» (1867), однако герой этой пьесы в противоположность Бранду способен на компромисс, приспособленчество.

В конце 60 — начале 70-х гг. В условиях обострения социально-политических противоречий И. Ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке. Основная тема пьес «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882) — несоответствие между показным блеском буржуазного общества и его фальшивой внутренней сутью. Пьесы построены аналитически, драматическое напряжение создаётся не внешними событиями, а постепенным раскрытием сюжетных тайн и подтекстом. Основное в развязке пьес — не развитие сюжета, а решение героя, диктуемое не только его эмоциями, но и его интеллектом.

С середины 80-х гг. Социальная критика у И. Ослабевает («Дикая утка», 1884). В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка, одновременно усиливаются элементы символики. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план, однако И. Беспощаден к своим героям, когда они осуществляют свое призвание за счёт жизни и счастья других людей. «Росмерсхольм» (1886), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес»(1892), «Йун Габриель Боркман» (1896). Начиная с 80-х гг. Имя И. Служило во всём мире знаменем борьбы за реалистическое искусство, за цельность и внутреннюю свободу человека, за обновление духовной жизни. В России И. В начале 20 в. Стал одним из властителей дум интеллигенции. Его пьесы шли во многих театрах.

На советской сцене чаще всего ставятся «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Э. Грига. Соч. Samlede vaerker, bd 1—21, Oslo, 1928—57. В рус. Пер. — Полн. Собр. Соч.,[с критико-биографич. Очерком А. И П. Ганзен], т. 1—4, СПБ, 1909. Избр. Драмы, предисл. А. В. Луначарского, Л., 1935. Собр. Соч. Ред. И вступ. Ст. В. Г. Адмони, т. 1—4, М., 1956—58. Лит. Энгельс ф., [Письмо] П. Эрнсту от 5 июня 1890 г., Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 350—53. Плеханов Г. В., Генрик Ибсен, в его кн. Литература и эстетика, т. 2, М., 1958. Брандес Г., Генрик Ибсен. Собр. Соч. 2 изд., т. 1, СПБ. [1906]. Адмони В. Г., Генрик Ибсен, М., 1956. Gran G., Henrik Ibsen. Liv og vaerker, bd 1—2. Christiania, 1918. Koht H., Henrik Ibsen. Eit diktarliv, bd 1—2, Oslo, 1954. Heiberg H., «.

Født til kunstner». Et Ibsen-portrett, Oslo, 1967. Dániel A., Ibsen, Bdpst, 1966 (имеется библ.). Meyen F., Ibsen-Bibliographie, Braunschweig — B. — Hamb., 1928. Tedford I., Ibsen bibliography 1928—1957 Oslo — Bergen, 1961. В. Г. Адмони. Г. Ибсен..

Значения в других словарях
Ибрэиляну

(Ibrăileanu) Гарабет (23.5.1871, Тыргу-Фрумос, — 12.3.1936, Бухарест), румынский литературный критик. Посмертно получил звание академика Румынской академии. В работе «Критицизм в румынской культуре» (1909) И. Показал, что демократические национальные традиции развивались в связи с освоением европейских культурных ценностей. И. Являлся идейным руководителем журнала «Вьяца ромыняскэ» («Viaţa Romanească». В 1906—33, с перерывом в годы 1-й мировой войны 1914—18), выступая за развитие реализма в румы..

Ибрэиляну Гарабет

Ибрэиляну (Ibrăileanu) Гарабет (23.5.1871, Тыргу-Фрумос, — 12.3.1936, Бухарест), румынский литературный критик. Посмертно получил звание академика Румынской академии. В работе «Критицизм в румынской культуре» (1909) И. Показал, что демократические национальные традиции развивались в связи с освоением европейских культурных ценностей. И. Являлся идейным руководителем журнала «Вьяца ромыняскэ» («Viaţa Romanească». В 1906—33, с перерывом в годы 1-й мировой войны 1914—18), выступая за развитие реали..

Ибсен Генрик

Ибсен (Ibsen) Генрик (20.3.1828, Шиен, — 23.5.1906, Кристиания), норвежский драматург. Родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836. Работая с 1844 учеником аптекаря, И. Написал первые стихи и драму «Катилина» (1850), тираноборческие мотивы которой навеяны революционными событиями 1848 в Европе. В 1850 в Кристиании поставлена пьеса И. «Богатырский курган». В 1852—57 руководил в Бергене первым национальным норвежским театром. В 1857—62 возглавлял Норвежский театр в Кристиании. В 186..

Ива

IИ́ва (Iva) род растений семейства сложноцветных. То же, что Циклахена.IIИ́ва (Salix) род растений семейства ивовых. Деревья, кустарники или кустарнички со спирально расположенными, большей частью короткочерешковыми, листьями. Цветки однополые двудомные, без околоцветника. Они сидят в пазухах кроющих чешуек и собраны в кисти, называемые серёжками. В мужских цветках большей частью 1—8 (до 12) тычинок, в женских — 1 пестик с одногнёздной завязью и двумя нередко расщепленными рыльцами. Плод — короб..

Ибсен

ИБСЕН (Ibsen) Генрик (1828 - 1906), норвежский драматург. Романтические драмы на сюжеты скандинавских саг, исторические пьесы. Философско-символические драматические поэмы "Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867). Острокритические социальные реалистические драмы "Кукольный дом" ("Нора", 1879), "Привидения" (1881), "Враг народа" (1882). В драмах "Дикая утка" (1884), "Гедда Габлер" (1890), "Строитель Сольнес" (1892) усилились черты психологизма и символизма, сближающие их с неоромантическим искусством к..

Ибсен

ИБСЕН Генрик Иоганн (Henrik Johann Ibsen, 1828-1906) - норвежский писатель, один из самых выдающихся драматургов XIX в. Р. В маленьком приморском городке Скиене, насчитывавшем в то время едва 8 тысяч жителей. Отец его, богатый судовладелец, разорился, когда будущему писателю было 8 лет. В школе он отличался своими «сочинениями» и склонностью к живописи. Мечтой подростка было сделаться художником, но необеспеченному И. Пришлось выбрать более хлебную профессию. В 16 лет И. Поступает учеником в ап..

Дополнительный поиск Ибсен Ибсен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибсен" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибсен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 5 символа