Индийская мифология
Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся ко времени создания Ригведы (2-е — начало 1-го тыс. До н. Э.), древнего памятника индийской религиозной литературы, содержащего гимны ведическим богам (см. Ведическая религия). Мифология ведических ариев (См. Арии) раскрывает их представления о мироздании и значении различных сил и явлений природы, персонификацией которых являются многочисленные боги Ригведы (их свыше 3 тыс.), причём хотя богов древние индийцы мыслили себе по образу и подобию людей, антропоморфизм ещё не развился до четко выраженной индивидуальной характеристики. Представления о борьбе доброго и злого начал в природе нашли отражения в мифах о вражде богов и демонов. Представления древних индийцев о мироздании — в космогонических мифах.
Согласно одному из таких мифов, сначала было небытие (Асат), породившее бытие (Сат), которое состояло из Земли и твёрдого Неба. От Неба и Земли был рожден бог Индра. Он разъединил Небо и Землю, в результате чего образовалось воздушное пространство. Атмосфера стала обиталищем Индры и других богов. Индра победил предводителя демонов змея Вритру. Из живота Вритры излились мировые воды, породившие Солнце. В начале 1-го тыс. До н. Э. На смену ведической мифологии приходит мифология Брахманизма. В космогонических мифах брахманизма Вселенная представлялась покоящейся на спинах слонов, Земля — в виде цветка лотоса, плавающего в океане, континенты — в виде его лепестков, один из которых — Джамбудвипа (Индия). В центре Земли представляли гору Меру, вокруг которой двигалось Солнце.
Вселенная проходит 4 ступени развития, соответствующие европейским мифам о золотом, серебряном, медном и железном веках (причём железный век с его бедствиями и социальной несправедливостью — Кали-юга, мыслится как современность), затем гибнет, и начинается новый, бесконечно повторяющийся цикл развития. Этот и ряд других космогонических и космологических мифов, а также мифов, оправдывающих социальные различия в обществе, в частности существование сословий — варн (См. Варна), связан с образом Брахмы (См. Брахма), считавшимся творцом Вселенной. Варновая система предстаёт в И. М. Как изначальное и связывается с мифом о Первочеловеке — Пуруше, отождествляемом с Брахмой. Неравенство варн объясняется их происхождением.
Варна брахманов произошла из уст Пуруши, варна кшатриев — из рук, вайшьев — из чресл, шудр — из ступней, попирающих грязь. Олицетворением вечно живой природы и плодородия считались древние главные боги брахманизма — Шива и Вишну. Наибольшее развитие получили мифы о Вишну, воплощавшемся на земле в различные существа для уничтожения злых сил и помощи людям и богам. Это мифы о 10 главных аватарах (воплощениях) Вишну и 22 его «малых» аватарах. Значительную группу составляют мифы о подвигах героев Рамы (См. Рама) и Кришны (См. Кришна). В мифе о Раме, о его борьбе с демоном Раваной и о походе Рамы вместе с войском Ханумана — вождя обезьян — на о. Ланку (обиталище Раваны) нашло отражение проникновение на Цейлон населения, говорившего на индоевропейских языках, предков сингальцев.
Мифы о Раме составили основное содержание эпоса «Рамаяна». Богатейшим собранием мифов, в частности о Кришне, служит другая эпическая поэма — «Махабхарата». Отражением борьбы кшатриев и брахманов явились мифы о Парашураме, аватаре Вишну и о тысячеруком Арджуне. Большую роль в брахманистской мифологии играли представления о перевоплощении душ (сансара) и воздаянии (Карма). Многочисленны мифы о риши (мудрецах). Риши Вьяса считался автором Вед, «Махабхараты» и Пуран, просветителем человечества. Буддийские мифы (см. Буддизм) в основном связаны с личностью Будды (См. Будда). К началу н. Э. Появляются мифы о буддах и бодхисатвах — божествах (грядущем спасителе Майтрее, благодетельном Авалокитешваре и др.). Создаются мифы о знаменитых учителях буддизма.
Джайнистские (см. Джайнизм) мифы рассказывают в основном о подвигах Махавиры и предшествовавших ему 23 «основателей веры» (Тиртханкаров). И. М. Оказала огромное влияние на литературу, искусство и фольклор Южной Азии. Лит. Ильин Г. Ф., Старинное индийское сказание о героях древности «Махабхарата», М., 1958. Миллер В. Ф., Очерки арийской мифологии в связи с Древнейшей культурой, т. 1, М., 1876. Macdonell A. A., Vedic mythology, Stras., 1897. Hopkins E. W., Epic mythology, Stras., 1915. Thomas P., Epics, myths and legends of India. A comprehensive survey of the sacred lore of the Hindus, Buddhist and Jains, 12 ed. Bombay, 1961. Crooke W., The popular religion and folklore of Northern India, L., 1926. Е. М. Медведев..
Дополнительный поиск Индийская мифология
На нашем сайте Вы найдете значение "Индийская мифология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индийская мифология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 19 символа