Инерциальная навигация
метод определения координат и параметров движения различных объектов (судов, самолётов, ракет и др.) и управления их движением, основанный на свойствах инерции тел и являющийся автономным, т. Е. Не требующим наличия внешних ориентиров или поступающих извне сигналов. Обычные методы решения задач навигации основываются на использовании внешних ориентиров или сигналов (например, звёзд, маяков, радиосигналов и т. П.). Эти методы в принципе достаточно просты, но в ряде случаев не обладают необходимой точностью, особенно при больших скоростях движения (например, при полёте в космосе), и не всегда могут быть осуществлены из-за отсутствия видимости или наличия помех для радиосигналов и т. П. Необходимость создания навигационных систем, свободных от этих недостатков, явилась причиной возникновения И.
Н. Разработка основ И. Н. Относится к 30-м гг. 20 в. Большой вклад в неё внесли в СССР Б. В. Булгаков, А. Ю. Ишлинский, Е. Б. Левенталь, Г. О. Фридлендер, а за рубежом — немецкий учёный М. Шулер и американский — Ч. Дрейпер. Принципы И. Н. Базируются на сформулированных ещё Ньютоном законах механики, которым подчиняется движение тел по отношению к инерциальной системе отсчёта (См. Инерциальная система отсчёта) (для движений в пределах Солнечной системы — по отношению к звёздам). Сущность И. Н. Состоит в определении с помощью установленных на движущемся объекте приборов и устройств ускорения объекта и по нему — местоположения (координат) этого объекта, его курса, скорости, пройденного пути и др., а также в определении параметров, необходимых для стабилизации объекта и автоматического управления его движением.
Это осуществляется с помощью. 1) акселерометров, измеряющих ускорения объекта. 2) вычислительных устройств (ЭВМ), которые по ускорениям (путём их интегрирования) находят скорость объекта, его координаты и др. Параметры движения. 3) гироскопических устройств (См. Гироскопические устройства), воспроизводящих на объекте систему отсчёта (например, с помощью гиростабилизированной платформы) и позволяющих определять углы поворота н наклона объекта, используемые для его стабилизации и управления движением. Практическая реализация методов И. Н. Связана со значительными трудностями, вызываемыми необходимостью обеспечить высокую точность и надёжность работы всех устройств при заданных весах и габаритах. Преодоление этих трудностей становится возможным благодаря созданию специальных технических средств — инерциальной навигационной системы (См.
Инерциальная навигационная система). Преимущества методов И. Н. Состоят в высокой точности, автономности, помехозащищенности и возможности полной автоматизации всех процессов навигации. Благодаря этому методы И. Н. Получают всё более широкое применение при решении проблем навигации надводных судов, подводных лодок, самолётов, космических аппаратов и др. Движущихся объектов. Лит. Андреев В. Д., Теория инерциальной навигации, М., 1966. Броксмейер Ч. Ф., Системы инерциальной навигации, пер. С англ., Л., 1967. Ишлинский А. Ю., Механика гироскопических систем, М., 1963. Его же, Инерциальное управление баллистическими ракетами, М., 1968. Ривкин С. С., Теория гироскопических устройств, ч. 2, Л., 1964. Фридлендер Г. О., Инерциальные системы навигации, М., 1961.
Якушенков А. А., Основы инерциальной навигации, Л., 1963. Слив Э. И., Прикладная теория инерциальной навигации, Л., 1972. С. С. Ривкин.
Дополнительный поиск Инерциальная навигация
На нашем сайте Вы найдете значение "Инерциальная навигация" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инерциальная навигация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 22 символа