Инструментовка
IИнструменто́вка изложение музыкального произведения для какого-либо инструментального состава — от камерного ансамбля до симфонического оркестра. В широком смысле слова говорят и об И. Для вокального ансамбля, хора. Чаще всего под И. Понимается изложение музыки для оркестра. В том же значении нередко используется и термин оркестровка. Порою, однако, этим терминам придают разное значение, понимая под И. Изложение для оркестра сочинения, специально задуманного как оркестровое, а под оркестровкой — изложение для оркестра произведения, написанного для другого состава или для какого-либо одного инструмента (например, для фортепиано). И. Основывается на использовании наиболее естественных технических и выразительных возможностей каждого инструмента, на соединении звучания однородных и разнородных инструментов, на противопоставлении контрастных звуковых красок.
Эволюция И. Тесно связана с развитием всего музыкального искусства, со сменой различных стилей. В И. Находят отражение и особенности творческой индивидуальности композитора, его отдельного произведения. Примерно с 17 в. Стала входить в практику запись оркестровой музыки в виде партитуры (См. Партитура). До этого инструментальный состав обычно не определялся композитором, и одно и то же сочинение могло исполняться различными исполнительскими силами. Искусство И. Развивалось параллельно с обогащением музыкального инструментария, совершенствованием техники сольной игры, расширением состава оркестра. Наряду с собственно оркестровыми жанрами видную роль в развитии И. Играла опера. Один из важнейших этапов эволюции И. Связан с творчеством композиторов венской классической школы — И.
Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Особенно быстро искусство И. Развивалось в 19—20 вв. В это время поиски новых средств И. Интенсивно велись в области оркестровой программной музыки (См. Программная музыка). Особое значение приобретает красочность тембров и их сочетаний. В сочинениях Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса, Г. Малера увеличение оркестрового состава нередко совмещается с тонкой дифференциацией оркестровых партий. Большой вклад в области И. Внесли русские композиторы-классики — М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Их традиции трактовки оркестра творчески развивают советские композиторы. Лит. Каре А., История оркестровки, пер. С англ., М., 1932. Видор Ш. М., Техника современного оркестра, пер.
С франц. И доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1938. Римский -Корсаков Н. А., Основы оркестровки..., 2 изд., ч. 1—2, М.—Л., 1946. Глинка М. И., Заметки об инструментовке, в кн. М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, Л.—М., 1952. Василенко С. Н., Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1, М., 1952. Berlioz Н., Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes, P., 1843. IIИнструменто́вка звукопись, упорядоченный подбор звуков в стихе или в прозе, организующий художественное единство отрезков текста. Аллитерации, ассонанс, звукоподражание и т. П. См. Фоника.
Дополнительный поиск Инструментовка
На нашем сайте Вы найдете значение "Инструментовка" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инструментовка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 14 символа