Иоанн Скот Эриугена

127

(Johannes Scotus Eriugena) Эригена (Erigena) или Иеругена (Ierugena) (около 810 — около 877), средневековый философ. По происхождению ирландец. Переехал во Францию и в начале 840-х гг. Появился при дворе Карла Лысого, где был высоко ценим за свою необычную учёность. Покровительство монарха позволяло И. С. Э. Вести отрешённую жизнь учёного и сохранять независимость по отношению к требованиям церковных кругов. В умственной атмосфере Запада той эпохи И. С. Э. Представляет собой одинокое явление. К варварскому богословствованию западных клириков он не может относиться всерьёз, к Августину высказывает почтение, но отчуждённость. Его подлинная духовная родина — мир греческой мысли, его философская вера — платонизм и Неоплатонизм, получивший христианское оформление в творчестве греческих авторов Оригена, Григория Нисского (См.

Григорий Нисский), Псевдо-Ареопагита (см. Ареопагитики) и Максима Исповедника (труды Псевдо-Ареопагита и Максима И. С. Э. Впервые перевёл на латинский язык и занимался их истолкованием). И. С. Э. Решительно настаивает на примате разума перед авторитетом религиозного предания. Дистанции между идеалистическим умозрением и христианским откровением, между философией и верой для него не существует. Его главное сочинение «О разделении природы» уводит тенденции Пантеизма так далеко, что объединяет бога и мир в едином понятии «сущего», или «природы», проходящей 4 стадии диалектического самодвижения. 1) «природа творящая и не сотворённая», т. Е. Бог как предвечная первопричина всех вещей. 2) «природа сотворённая и творящая», т. Е. Платоновский мир идей, локализованный в интеллекте бога.

3) «природа сотворённая и не творящая», т. Е. Мир единичных вещей. 4) «природа не сотворённая и не творящая», т. Е. Снова бог, но уже как конечная цель всех вещей, вбирающая их обратно в себя на исходе мирового процесса. В полном согласии с Псевдо-Ареопагитом и в резком отличии от Августина И. С. Э. Понимает бога не как личность, описываемую по аналогии с человеческой личностью, но как присутствующее во всём и одновременно запредельное бытие, не поддающееся предметному постижению даже для самого себя. «Бог не знает о себе, что он есть, ибо он не есть никакое „что”» (De divis nat. 11, 28). Доктрина И. С. Э. Представляет собой последовательный идеалистический монизм. Всё выходит из бога и возвращается в бога. И. С. Э. Отрицает сущностную реальность зла — оно существует только как «ничто», как своё самоотрицание.

Мистическое учение И. С. Э. О человеке, ориентированное на перспективу его просветления и обожествления, продолжает традиции Максима Исповедника и предвосхищает немецкого мистика Мейстера Экхарта. Принимая учение Платона о примате общего над единичным, И. С. Э. Явился одним из основателей и радикальнейших представителей средневекового Реализма. В целом грандиозные умственные построения И. С. Э. Были чужды его эпохе, и его творчество не нашло настоящих продолжателей. Лишь в 13 в. Его пантеистические идеи подхватываются еретическими мыслителями и одновременно подвергаются церковному осуждению (например, на поместном Парижском соборе в 1210). В общей исторической перспективе система И. С. Э. Лежит на линии, идущей от Платона и Плотина через Прокла, Псевдо-Ареопагита, Максима Исповедника и Николая Кузанского к немецкому идеализму конца 18 — начала 19 вв.

И. С. Э. Писал также стихи. В его поэтических опытах, где в латинскую речь вкраплено необычайное количество греческих слов, ярко сказалась воодушевлявшая его тоска по эллинской духовности и любовь к одинокой, самоцельной игре ума. Соч. Opera quae supersunt omnia. P., 1865 (Patrologiae cursus completus, ser. Latina, accur. J.-P. Migne, t. 122). В рус. Пер., в кн. Антология мировой философии, т. 1, ч. 2, М., 1969, с. 787—94. Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков, М., 1970, с. 358—60. Лит. Бриллиантов А., Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены, СПБ, 1898. История философии, т. 1, М., 1940 (см. По указат. Имен). Dörries Н., Zur Geschichte der Mystik Erigena und des Neoplatonismus, Tübingen, 1925.

С. С. Аверинцев.

Значения в других словарях
Иоанн Саркаваг

Иоаннес (1045—1129), армянский учёный. См. Ованес Имастасер. ..

Иоанн Скилица

(Ioánnes Skylítses) (гг. Рождения и смерти неизвестны), византийский чиновник, хронист 11 — начала 12 вв. Его «Обозрение истории» охватывает период 811—1057. Основано на разнородных источниках, отражавших интересы различных группировок византийской знати. Отсюда нередки противоречия, нарушение последовательности изложения. Произв. И. С. — важнейший памятник истории Византии 2-й половины 10 — 1-й половины 11 вв., поскольку источники, использованные автором для написания этой части хроники, ныне у..

Иоанн Солсберийский

(John of Salisbury, Johannes Saresberiensis) [1115 или 1120, Солсбери, — 25.10.1180, Шартр (?)], английский богослов. Будучи секретарём архиепископа кентерберийского Т. Бекета, поддерживал его в борьбе с английским королём Генрихом II. Бекету посвящено основное сочинение И. С. «Поликратикус», в котором изложены политические и этические воззрения автора (в частности, обоснование идеи верховенства духовной власти над светской), а также представлены сведения по истории философских учений. И. С. При..

Иоанн Цеца

(Ioánnes Tzétzes) (1110—1185), византийский писатель. Автор написанной гекзаметром поэмы на гомеровские сюжеты. Небольшой драмы, в которой действуют мудрец (сам автор), жалующийся на печальное положение учёных, и крестьянин, а также музы и хор. Трактатов по метрике и грамматике, комментариев к древнегреческим поэтам и философам. Основное сочинение И. Ц. «Книга историй» содержит ценные историко-литературные и мифологические сведения. Соч. Historiarum-variarum chiliades, Lpz., 1826. Лит. Krumbache..

Иоанн Скот Эриугена

ИОАНН СКОТ Эриугена (Johannes Scotus Eriugena) - Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, ирландец по происхождению. С нач. 840-х гг. Во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). В главном сочинении "О разделении природы", проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу "творящую и не сотворенную" (бог), "сотворенную и творящую" (божественные идеи), "сотворенную и не творящую" (един..

Иоанн Скот Эриугена

ИОАНН СКОТ Эриугена> (Johannes Scotus Eriugena) (Эригена) (около 810 - около 877), философ. Ирландец по происхождению. С начала 840-х годов во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык> "Ареопагитики"). Главное сочинение - "О разделении природы" - проникнуто сильными пантеистическими тенденциями (смотри Пантеизм>). Идеи Иоанна Скота Эриугена> были осуждены в 13 веке как еретические.. ..

Иоанн Скот Эриугена

ЭРИУГЕНА, ИОАНН СКОТ (ок. 810 - ок. 877), христианский философ, один из выдающихся умов Европы 9 в. Родился в Ирландии, возможно, в шотландской семье (отсюда прозвище Скот - Шотландец). Большую часть жизни провел во Франции при дворе Карла Лысого, будучи поставлен им во главе Палатинской академии. По просьбе императора перевел (ок. 858) на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, снабдив перевод обширными комментариями. Однако его отказ представить свой труд на одобрение папе навлек ..

Иоанн Скот Эриугена

(810-877) -один из крупнейших мыслителей Средневековья, ирландец по происхождению, хорошо знал лат. И греч. Языки. Вместе с др. Учеными монахами вынужден был эмигрировать на континент из-за интенсивных норманнских вторжений. По приглашению реймского епископа Гинкмара принял участие в теологич. Споре о божественном предопределении, результатом чего стал его трактат «О предопределении». В сер. IX в. И.С.Э. Был приглашен ко двору Карла II Лысого и занял руководящее положение в придворной школе. Зде..

Иоанн Скот Эриугена

(810-877/887) - средневековый философ. Родился, по всей видимости, в Ирландии. Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарованием И.С.Э. Привлек внимание французского короля Карла Лысого. При дворцовой школе короля И.С.Э. Переводит на латинский язык Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также комментарии к нему Максима Исповедника и трактат Григория Нисского 'О творении человека'. Был знаком с сочинениями Боэция, с 'Категориями' Аристотеля и частично с некоторыми ди..

Иоанн Скот Эриугена

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810-877/887) - средневековый философ. Родился, по всей видимости, в Ирландии. Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарованием И.С.Э. Привлек внимание французского короля Карла Лысого. При дворцовой школе короля И.С.Э. Переводит на латинский язык Псевдо-Дионисия Ареопагита, а так же комментарии к нему Максима Исповедника и трактат Григория Нисского "О творении человека". Был знаком с сочинениями Боэция, с "Категориями" Аристотеля и час..

Иоанн Скот Эриугена

(810—877/887) — средневековый философ. Родился, по всей видимости, в Ирландии. Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарованием И.С.Э. Привлек внимание французского короля Карла Лысого. При дворцовой школе короля И.С.Э. Переводит на латинский язык Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также комментарии к нему Максима Исповедника и трактат Григория Нисского "О творении человека". Был знаком с сочинениями Боэция, с "Категориями" Аристотеля и частично с некоторыми ди..

Дополнительный поиск Иоанн Скот Эриугена Иоанн Скот Эриугена

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн Скот Эриугена" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн Скот Эриугена, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 19 символа