Искусствоведческое образование

83

IИскусствове́дческое образова́ние система подготовки специалистов по теории и истории различных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также в области художественной критики для работы в научно-исследовательских институтах, вузах, творческих союзах, музеях, театрах, в печати, на радио и телевидении и в других учреждениях и организациях культуры и искусства. Истоки И. О. В России относятся к середине 18 — началу 19 вв. В 1756 в учебный план Московского университета были включены некоторые вспомогательные искусствоведческие дисциплины, с 1804 на отделении словесных наук — курсы теории изящных искусств, в 1857 в университете организована первая в России кафедра истории искусств, в 1907 — первое отделение истории и теории искусства.

В дореволюционный период учебные курсы истории и теории искусств включали изучение истории мирового искусства и основных специфических особенностей отдельных видов искусства. Современное искусство не изучалось. Специалистов по истории и теории музыки и театрального искусства в дореволюционной России не готовили. Историей и теорией музыки занимались, как правило, музыканты, получавшие композиторское образование. В области теории и истории театрального искусства и кино (с начала 20 в.) работали обычно театральные, и литературные критики, драматурги и мастера театра. После Великой Октябрьской революции 1917 в ряде университетов и художественных вузов страны создаются искусствоведческие отделения (истории и теории изобразительных искусств).

Организуется подготовка специалистов по истории и теории музыки, театра, кино. В 1920 в Петроградском институте искусств был образован первый в стране факультет истории музыки. В 20-х гг. В Московской и Ленинградской консерваториях подготовка музыковедов осуществлялась на научно-композиторских факультетах (отделениях). В начале 30-х гг. В консерваториях организуются историко-теоретические кафедры, самостоятельные историко-теоретические факультеты, в 40—50-е гг. — музыковедческие факультеты во всех высших музыкальных учебных заведениях. В 1921—30 при Академии художественных наук (ныне Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) работали Высшие курсы театроведения. В 1931 в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС, с 1934 — им.

А. В. Луначарского) открылся первый в стране театроведческий факультет. В 40—50-е гг. Театроведческие факультеты созданы в ряде национальных театральных институтов. Подготовка киноведов в системе высшего образования началась в 30-е гг. При Государственном институте кинематографии (с 1934 — Всесоюзный государственный институт кинематографии — ВГИК). В 1945 во ВГИКе открылся специальный киноведческий факультет, с 1955 — сценарно-киноведческий. В 1972 специалистов с высшим И. О. Готовили. В области изобразительных искусств — Московский, Ленинградский, Тбилисский и Уральский (в Свердловске) университеты, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Киевский и Литовской ССР (Вильнюс) художественные институты, Академия художеств Латвийской ССР (Рига), Тбилисская академия художеств, Ташкентский театрально-художественный институт.

Музыковедов — консерватории, институты искусств и музыкально-педагогические институты (в том числе Московский им. Гнесиных). Театроведов — ГИТИС, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Киевский институт театрального искусства, Белорусский (Минск) и Ташкентский театрально-художественные институты и Азербайджанский институт искусств (Баку). Киноведов — ВГИК и Киевский институт театрального искусства. В 1971/72 учебном году на искусствоведческих факультетах (отделениях) обучалось свыше 6 тыс. Студентов, приём составил 1,2 тыс. Чел., выпуск — свыше 1 тыс. Специалистов. Советское И. О. Имеет целью подготовку широкообразованных искусствоведов-марксистов, специалистов в области классического и современного отечественного и зарубежного искусства (см.

Искусствознание). В учебные планы искусствоведческих факультетов включены. Общественно-политические и исторические дисциплины, курсы эстетики, теории и истории искусства (того, по которому специализируется искусствовед, и смежных искусств), истории искусств народов СССР и зарубежных стран, русской, советской и зарубежной литературы, иностранного языка и др. Значительное место в учебных планах занимают специальные курсы и семинары по теории и истории искусства, основным проблемам развития современного советского и зарубежного искусства, по теории и практике художественной критики, а также производственная практика. На семинарах осуществляются специализация студентов и подготовка их к самостоятельной научной, педагогической, литературной работе.

Учебные планы искусствоведческих специальностей рассчитаны на 5 лет (в вечерней и заочной системах — 6 лет). Обучение завершается сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы. Подготовка научных и педагогических кадров в области теории и истории искусств осуществляется в системе аспирантуры, которая организована в ряде университетов, в крупнейших вузах искусств и консерваториях, а также в научно-исследовательских учреждениях Министерства культуры СССР, академий наук союзных республик, Академии художеств СССР и др. Право принимать к защите докторские диссертации по искусствоведению предоставлено (1971). Московскому, Ленинградскому, Тбилисскому, Вильнюсскому университетам, Московской консерватории, ГИТИСу, ВГИКу, Ленинградскому институту живописи, скульптуры и архитектуры им.

И. Е. Репина, Институту истории искусств Министерства культуры СССР, Институту теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, Институту искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, Отделению общественных наук АН Азербайджанской ССР и др. В области искусствоведения работают (на конец 1970) 12,2 тыс. Научных сотрудников, в том числе 139 докторов и 1262 кандидата наук. Курсы теории и истории искусств включены в учебные планы всех художественно-творческих специальностей (см. Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование), а также ряда университетских и педагогических специальностей. Начальные сведения по истории и теории искусств учащиеся получают в средней общеобразовательной школе, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях.

В других социалистических странах искусствоведы готовятся в университетах, художественных академиях, консерваториях и институтах. Подготовка искусствоведов (по истории и теории изобразительных искусств) осуществляется. В ГДР — на факультете эстетики и искусствоведения в Берлинском университете им. Гумбольдта, в Польше — на кафедрах истории искусства философских факультетов в Варшавском, Познанском и Краковском университетах, в Чехословакии — в Пражском университете и др. В театральных институтах некоторых социалистических стран созданы самостоятельные театроведческие факультеты — в Лейпцигском, Варшавском, Бухарестском, Софийском театральных институтах. В Варшавском университете — отделение теории кино для подготовки киноведов.

В капиталистических странах И. О. Поставлено на службу господствующим классам, подготовка историков и теоретиков в области изобразительных искусств и музыки сосредоточена в основном в университетах. Вопросами теории и истории театра и кино занимаются, как правило, литературоведы или деятели театра и кинематографии. Л. Г. Ильина, Г. А. Пелисов.IIИскусствове́дческое образова́ние система подготовки специалистов по теории и истории различных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также в области художественной критики для работы в научно-исследовательских институтах, вузах, творческих союзах, музеях, театрах, в печати, на радио и телевидении и в других учреждениях и организациях культуры и искусства.

Истоки И. О. В России относятся к середине 18 — началу 19 вв. В 1756 в учебный план Московского университета были включены некоторые вспомогательные искусствоведческие дисциплины, с 1804 на отделении словесных наук — курсы теории изящных искусств, в 1857 в университете организована первая в России кафедра истории искусств, в 1907 — первое отделение истории и теории искусства. В дореволюционный период учебные курсы истории и теории искусств включали изучение истории мирового искусства и основных специфических особенностей отдельных видов искусства. Современное искусство не изучалось. Специалистов по истории и теории музыки и театрального искусства в дореволюционной России не готовили. Историей и теорией музыки занимались, как правило, музыканты, получавшие композиторское образование.

В области теории и истории театрального искусства и кино (с начала 20 в.) работали обычно театральные, и литературные критики, драматурги и мастера театра. После Великой Октябрьской революции 1917 в ряде университетов и художественных вузов страны создаются искусствоведческие отделения (истории и теории изобразительных искусств). Организуется подготовка специалистов по истории и теории музыки, театра, кино. В 1920 в Петроградском институте искусств был образован первый в стране факультет истории музыки. В 20-х гг. В Московской и Ленинградской консерваториях подготовка музыковедов осуществлялась на научно-композиторских факультетах (отделениях). В начале 30-х гг. В консерваториях организуются историко-теоретические кафедры, самостоятельные историко-теоретические факультеты, в 40—50-е гг.

— музыковедческие факультеты во всех высших музыкальных учебных заведениях. В 1921—30 при Академии художественных наук (ныне Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) работали Высшие курсы театроведения. В 1931 в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС, с 1934 — им. А. В. Луначарского) открылся первый в стране театроведческий факультет. В 40—50-е гг. Театроведческие факультеты созданы в ряде национальных театральных институтов. Подготовка киноведов в системе высшего образования началась в 30-е гг. При Государственном институте кинематографии (с 1934 — Всесоюзный государственный институт кинематографии — ВГИК). В 1945 во ВГИКе открылся специальный киноведческий факультет, с 1955 — сценарно-киноведческий.

В 1972 специалистов с высшим И. О. Готовили. В области изобразительных искусств — Московский, Ленинградский, Тбилисский и Уральский (в Свердловске) университеты, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Киевский и Литовской ССР (Вильнюс) художественные институты, Академия художеств Латвийской ССР (Рига), Тбилисская академия художеств, Ташкентский театрально-художественный институт. Музыковедов — консерватории, институты искусств и музыкально-педагогические институты (в том числе Московский им. Гнесиных). Театроведов — ГИТИС, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Киевский институт театрального искусства, Белорусский (Минск) и Ташкентский театрально-художественные институты и Азербайджанский институт искусств (Баку).

Киноведов — ВГИК и Киевский институт театрального искусства. В 1971/72 учебном году на искусствоведческих факультетах (отделениях) обучалось свыше 6 тыс. Студентов, приём составил 1,2 тыс. Чел., выпуск — свыше 1 тыс. Специалистов. Советское И. О. Имеет целью подготовку широкообразованных искусствоведов-марксистов, специалистов в области классического и современного отечественного и зарубежного искусства (см. Искусствознание). В учебные планы искусствоведческих факультетов включены. Общественно-политические и исторические дисциплины, курсы эстетики, теории и истории искусства (того, по которому специализируется искусствовед, и смежных искусств), истории искусств народов СССР и зарубежных стран, русской, советской и зарубежной литературы, иностранного языка и др.

Значительное место в учебных планах занимают специальные курсы и семинары по теории и истории искусства, основным проблемам развития современного советского и зарубежного искусства, по теории и практике художественной критики, а также производственная практика. На семинарах осуществляются специализация студентов и подготовка их к самостоятельной научной, педагогической, литературной работе. Учебные планы искусствоведческих специальностей рассчитаны на 5 лет (в вечерней и заочной системах — 6 лет). Обучение завершается сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы. Подготовка научных и педагогических кадров в области теории и истории искусств осуществляется в системе аспирантуры, которая организована в ряде университетов, в крупнейших вузах искусств и консерваториях, а также в научно-исследовательских учреждениях Министерства культуры СССР, академий наук союзных республик, Академии художеств СССР и др.

Право принимать к защите докторские диссертации по искусствоведению предоставлено (1971). Московскому, Ленинградскому, Тбилисскому, Вильнюсскому университетам, Московской консерватории, ГИТИСу, ВГИКу, Ленинградскому институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Институту истории искусств Министерства культуры СССР, Институту теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, Институту искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, Отделению общественных наук АН Азербайджанской ССР и др. В области искусствоведения работают (на конец 1970) 12,2 тыс. Научных сотрудников, в том числе 139 докторов и 1262 кандидата наук. Курсы теории и истории искусств включены в учебные планы всех художественно-творческих специальностей (см.

Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование), а также ряда университетских и педагогических специальностей. Начальные сведения по истории и теории искусств учащиеся получают в средней общеобразовательной школе, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. В других социалистических странах искусствоведы готовятся в университетах, художественных академиях, консерваториях и институтах. Подготовка искусствоведов (по истории и теории изобразительных искусств) осуществляется. В ГДР — на факультете эстетики и искусствоведения в Берлинском университете им. Гумбольдта, в Польше — на кафедрах истории искусства философских факультетов в Варшавском, Познанском и Краковском университетах, в Чехословакии — в Пражском университете и др.

В театральных институтах некоторых социалистических стран созданы самостоятельные театроведческие факультеты — в Лейпцигском, Варшавском, Бухарестском, Софийском театральных институтах. В Варшавском университете — отделение теории кино для подготовки киноведов. В капиталистических странах И. О. Поставлено на службу господствующим классам, подготовка историков и теоретиков в области изобразительных искусств и музыки сосредоточена в основном в университетах. Вопросами теории и истории театра и кино занимаются, как правило, литературоведы или деятели театра и кинематографии. Л. Г. Ильина, Г. А. Пелисов..

Значения в других словарях
Искусствоведческие журналы

В России первым журналом по изобразительному искусству, ставившим целью «распространять художественные знания» и «содействовать возвышению вкуса», был «Журнал изящных искусств» (издавался в Москве в 1807 И. Ф. Буле). Под тем же названием в 1823 и 1825 выходил журнал в Петербурге (издатель В. И. Григорович). «Художественная газета» (издавалась в Петербурге в 1836—41 под редакцией Н. В. Кукольника и А. Н. Струговщикова) освещала главные события художественной жизни, «Вестник общества древнерусско..

Искусствоведческие научные институты

Возникновение первых И. Н. И. И обществ в середине и 2-й половине 19 в. (Общество истории французского искусства в Париже, основано в 1870. Общество швейцарской истории искусства в Базеле, основано в 1880. Институт истории искусства во Флоренции, основан в 1888. Национальны институт искусств и литературы в Нью-Йорке, основан в 1898), как и первого рус. И. Н. И. (Институт истории искусств, основан В. П. Зубовым в Петербурге в 1912), было связано с началом систематических комплексных исследований..

Искусствознание

искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство — художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития, роль в истории общественного сознания, взаимосвязи с социальной жизнью и с др. Явлениями культуры, весь комплекс вопросов содержания и формы художественных произведений. Искусствоведческие науки включают Литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе ..

Искыр

(Искър) река в Болгарии, правый приток Дуная. Длина 368 км, площадь бассейна 8,6 тыс. Км2. Истоки в горах Рила, в верховьях протекает по Самоковской и Софийской котловинам, затем пересекает хребет Стара-Планина в Искырском ущелье (См. Искырское ущелье). В низовьях течёт по Нижнедунайской равнине. Весеннее половодье, летняя межень. Средний расход воды в устье 54 м3/сек, максимальный (в многоводные годы) — до 800 м3/сек. В бассейне И. Имеются водохранилища и ГЭС. На И. — гг. Самоков, Мездра, Черве..

Дополнительный поиск Искусствоведческое образование Искусствоведческое образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Искусствоведческое образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Искусствоведческое образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 30 символа