Абстрактное искусство
абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа А. И. Полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких «очищенных от реальности» духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций «искусства для искусства (См. Искусство для искусства)». Практика же А. И. Сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т.
Д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием «А. И.» объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к «абсолютной свободе» от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А. И. Чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством. А. И. Возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — Кубизма, Экспрессионизма, Футуризма и др. В 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В.
В. Кандинский и П. Клее, парижские «орфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К. С. Малевич, «лучисты» М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. Ван Дусбюрг, Б. Ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. Обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны А. И. Питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (Дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп). Одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль (См. Стиль)— в Нидерландах, Баухауз — в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В.
Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили (См. Мобиль) американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. И. Целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа «абстрактного экспрессионизма» (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием «ташизма», или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А.
Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. А. И. Стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству. Оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. А. И. Эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций («Оп-арт»), как течение А. И. Теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению. Лит. Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964.
Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]. Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967. Brion M., Art abstrait, P., 1963. А. М. Комаров. П. Мондриан. «Композиция в красном, жёлтом и синем». 1927. Городской музей. Амстердам. П. Сулаж. «23 мая 1953». Галерея Тейт. Лондон. А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж. В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам..
Дополнительный поиск Абстрактное искусство
На нашем сайте Вы найдете значение "Абстрактное искусство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абстрактное искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 21 символа