Абстрактное искусство

277

абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, течение в искусстве многих, главным образом капиталистических, стран, принципиально отказавшееся от каких-либо признаков изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа А. И. Полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, заменяет их выражением неких «очищенных от реальности» духовных сущностей, чисто субъективных эмоций и подсознательных импульсов, является крайним проявлением индивидуалистических субъективистских тенденций буржуазной культуры, идеалистических концепций «искусства для искусства (См. Искусство для искусства)». Практика же А. И. Сводится к составлению с помощью отвлечённых элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, объём и т.

Д.) неизобразительных композиций, рационалистически упорядоченных либо предназначенных выразить стихийность чувства и фантазии автора. Понятием «А. И.» объединяются разнородные явления — антигуманистические художественные концепции, иллюзорные устремления к «абсолютной свободе» от действительности и общества, попытки выразить мир личных ощущений художника и чуждые по своему существу программным декларациям А. И. Чисто декоративные композиции, равно как и лабораторные поиски новых форм, связанные главным образом с архитектурой и декоративным искусством. А. И. Возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — Кубизма, Экспрессионизма, Футуризма и др. В 1910—13 первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В.

В. Кандинский и П. Клее, парижские «орфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К. С. Малевич, «лучисты» М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. Ван Дусбюрг, Б. Ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. Обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны А. И. Питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (Дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп). Одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль (См. Стиль)— в Нидерландах, Баухауз — в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В.

Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили (См. Мобиль) американца А. Колдера). Большая группа советских художников 1920-х гг., видя несоответствие программ А. И. Целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л. С. Попова). В годы 2-й мировой войны в США возникла школа «абстрактного экспрессионизма» (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием «ташизма», или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов. В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А.

Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании). В середине 20 в. А. И. Стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству. Оно повлияло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. А. И. Эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композиций («Оп-арт»), как течение А. И. Теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению. Лит. Стойков А., Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964.

Лебедев А. К., К спорам об абстракционизме в изобразительном искусстве, М., [1967]. Лифшиц М., Рейнгардт Л., Кризис безобразия..., М., 1967. Brion M., Art abstrait, P., 1963. А. М. Комаров. П. Мондриан. «Композиция в красном, жёлтом и синем». 1927. Городской музей. Амстердам. П. Сулаж. «23 мая 1953». Галерея Тейт. Лондон. А. Певзнер. «Конструкция в яйце». Бронза. 1943. Собрание Песси. Париж. В. В. Кандинский. «Восток». 1913. Городской музей. Амстердам..

Значения в других словарях
Абстенционисты

(от латинского abstentio — воздержание, отказ) бойкотисты, сторонники бойкота парламентских выборов. Это название закрепилось в 1919—20 за частью левых элементов Итальянской социалистической партии, выступавших с резкой критикой парламентской коррупции социалистической партии. Лидером А. Был А. Бордига. А. Требовали немедленного исключения из партии реформистов. В этом была положительная сторона их деятельности. Однако отказ от участия в парламентских выборах и непонимание значения других форм л..

Абстиненция

(лат. Abstinentia — воздержание) 1) полное воздержание от употребления спиртных напитков. 2) Половое воздержание. 3) Особое физическое и психическое состояние, появляющееся у наркоманов (алкоголиков, морфинистов и т. П.) после внезапного и полного прекращения употребления привычных наркотиков и различно выражающееся в зависимости от вида наркомании (См. Наркомания). ..

Абстрактный труд

см. В ст. Товар.. ..

Абстракции принцип

логический принцип, лежащий в основе определений через абстракцию (См. Определение через абстракцию). Любое Отношение типа равенства, определённое на некотором исходном множестве элементов, разбивает (делит, классифицирует) исходное множество на попарно непересекающиеся классы равных (в данном отношении) элементов. Указанные классы называются классами абстракции данного отношения, а множество этих классов — фактормножеством исходного множества по данному отношению. А. П. Выражает, т. О., процес..

Абстрактное Искусство

АБСТРАКТНОЕ искусство (абстракционизм - беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди род..

Абстрактное Искусство

АБСТРАКТНОЕ искусство> (абстракционизм), направление в авангардистском (смотри Авангардизм>) искусстве 20 в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10-х гг., принадлежало к наиболее распространенным направлениям искусства в конце 40-х - начале 60-х гг. Некоторые течения абстрактного искусства (супрематизм, неопластицизм>), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции и..

Абстрактное Искусство

Национальный музей современного искусства. Париж.. ..

Абстрактное искусство

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Абстрактное искусство

        (от лат. Abstractus - отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа абстрактного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, является крайним проявлением индивидуалистических, субъективистских тенденций буржуазного искусства. Практика абстрактного искусства сводится к соз..

Дополнительный поиск Абстрактное искусство Абстрактное искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абстрактное искусство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абстрактное искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 21 символа