Каббала
(древнеевр., буквально — предание) мистическое течение в Иудаизме. К. Соединила пантеистические построения Неоплатонизма и мифологемы Гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв. И представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. В собственном смысле слова возникает в начале 13 в. Среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник К. — «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в.
И принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочёл выдать её за наследие талмудического мудреца 2 в. Симона бен Йохаи. Она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. К. Понимает бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»), как отрицание всего предметного. Однако это ничто есть одновременно всё в предметах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. О., К. Ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации (См. Эманация)). Неопределимый Бог приходит к определённости в 10 «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвёртывания, аналогичных «эонам» гностицизма («Венец», «Мудрость», «Разумение», «Милость», «Сила», «Сострадание», «Вечность», «Величие», «Основа», «Царство»).
Соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «древа Сефирот». В своей совокупности «Сефирот» образует космическое тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия (сравни гностический миф о божественном человеке, существовавшем до начала времён). Строго говоря, для К. Нет ничего, кроме и вне бога, а потому зло может быть представлено в этой строго монистической системе лишь как модус самой божественной субстанции. Особый аспект К. Составляет т. Н. Практическая К., основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от Бога).
Важнейший авторитет практической К. — Исаак (Ицхак бен-шломо Ашкинази) Лурия, по прозвищу Ари (1534—72). Разработанная им система каббалистической теургии оказала влияние на такие мистические течения в иудаизме 17—19 вв., как саббатианство и Хасидизм. С 15 в. Интерес к К. Распространяется в кругах христианских учёных Европы, стремившихся синтезировать её с догмами христианства в рамках универсальной, всечеловеческой религии (Дж. Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, К. Агриппа, А. Т. Парацельс и др.). Очень близко к К. Подошёл Я. Бёме в своём учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Поверхностное усвоение символов К. Можно видеть в обиходе масонов. Влияние мистицизма К. Прямо или опосредованно испытывали Г.
Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Г. Юнг, М. Бубер. Марксизм рассматривает К., как и др. Течения западно-европейской мистики (См. Мистика) этой эпохи, как фантастическое отражение в общественном сознании кризисных явлений, которыми сопровождался переход от средневековья к новому времени. Лит. Langer G., Liebesmystik der Kabbala, Münch., 1956. Scholem G., Major trends in Jewish mysticism, 4 print, N. Y. 1969, p. 119-286. С. С. Аверинцев.
Дополнительный поиск Каббала
На нашем сайте Вы найдете значение "Каббала" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каббала, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 7 символа