Казахская железная дорога

180

образована в 1958 на базе Туркестано-Сибирской и Карагандинской ж. Д. И отдельных участков бывшей Ташкентской, Оренбургской и Южно-Уральской ж. Д. Управление — в г. Алма-Ате. Пролегает по территории Казахской ССР и частично по территории РСФСР и Киргизской ССР. Граничит со Среднеазиатской железной дорогой (станция Ченгельды), с Западно-Сибирской железной дорогой (станции Локоть, Кулунда и Кзылту), с Приволжской ж. Д. (станции Озинки, Аксарайская), с Южно-Уральской ж. Д. (станции Золотая Сопка, Петропавловск, Тобол, Никель-Тау и Илецк). По протяжённости занимает 1-е место среди др. Ж. Д. В 1971 эксплуатационная длина К. Ж. Д. Составляла 13 250 км, или примерно 9% общей сети железных дорог СССР, развёрнутая длина главных путей — 15084 км.

Первой (1905—06) была сдана в эксплуатацию ж.-д. Магистраль Илецк (от Оренбурга) — Ченгельды (до Ташкента), установившая связь Европейской части России со Средней Азией и южными и западными районами Казахстана. В 1915 построены линии Золотая Сопка (от Троицка) — Кустанай, в 1916 — линия Арысь — Бурное, в 1917— Локоть (от Алейской) — Семипалатинск. Свыше 80% ж.-д. Линий дороги построено за годы Советской власти. В 1922—24 вошли в строй ж.-д. Линии Бурное — Джамбул и Джамбул — Фрунзе. В 1931 построены важнейшие для СССР магистрали. Туркестано-Сибирская (Турксиб), соединившая районы Сибири и Дальнего Востока с районами Средней Азии и Казахстана, и Курорт Боровое — Целиноград (б. Акмолинск) — Караганда, для освоения Карагандинского угольного бассейна.

В 1939—40 к месторождениям медных и полиметаллических руд (Балхаш, Лениногорск, Джезказган) проведены линии Караганда — Балхаш, Локоть — Лениногорск, Жарык — Джезказган. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 вошли в строй. Линия Кандагач — Гурьев, создавшая выход из районов Южного Урала к Каспийскому морю и нефтяным месторождениям Казахстана. Линии Кант — Быстровка, Коксу — Текели, крупнейшая магистраль Целиноград (Акмолинск) — Карталы, соединившая карагандинский угольный бассейн с промышленными районами Урала. Линия Никельтау (от Орска) — Кандагач, связавшая Южный Урал с Гурьевом и районами Средней Азии. В 1953 вступили в строй линии Целиноград — Павлодар, Моинты — Чу и Защита — Зыряновск. В числе линий, построенных в 1960—71.

Новоурицкое — Пески-Целинные, Пески-Целинные — Володарское, Павлодар — Кулунда, Есиль — Аркалык, Тобол — Джетыгара, Актогай — Дружба, Караганда — Карагайлы, Ерментау — Айсары, Тобол — Лисаковск, Макат — Мангышлак, Мангышлак — Узень — Каратау — Жанатас, Дубовская — Углерудная — Балхаш — Саяк и другие. Дорога обслуживает районы угледобычи, месторождения руд, минерально-строительных материалов, предприятия чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химии, лёгкой и пищевой промышленности, крупные с.-х. Районы страны. По грузообороту К. Ж. Д. Занимает 2-е место в сети страны (около 230 млрд. Ткм в 1971). В отправлении дороги наибольший удельный вес имеют уголь, руда, зерно и стройматериалы. В ввозе и транзите преобладают уголь, нефтепродукты, лесоматериалы, машины, оборудование, а также грузы лёгкой и пищевой промышленности.

По видам сообщений перевозки распределяются. Вывоз около 28%, ввоз 21%, местное сообщение 23% и транзит 28%. Объём пассажирских перевозок К. Ж. Д. Около 14 млрд. Пассажиро-километров (1971), или примерно 5% от перевозок общей сети ж. Д. СССР. Награждена орденом Ленина (1971). Г. С. Райхер. Казахская железная дорога. Схема..

Значения в других словарях
Казахи

(самоназвание — казах, казак) нация, коренное население Казахской ССР. До 1925 (отчасти и позднее) в литературе и документах К. Ошибочно именовали киргиз-казаками и просто киргизами, перенося на них самоназвание соседнего народа — собственно киргизов («кыргыз»). Общая численность К. В СССР — 5299 тыс. Чел. (1970), в Казахской ССР — 4234 тыс. Чел. Живут также в Узбекской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и некоторых областях РСФСР. За пределами СССР живут в КНР, МНР и Афганиста..

Казахская белоголовая порода

крупного рогатого скота, порода мясного направления. Выведена в колхозах и совхозах Казахской ССР, Оренбургской и Волгоградской областях скрещиванием местного казахского и частично калмыцкого скота с герефордской породой (утверждена в 1950). От казахского скота животные новой породы унаследовали крепость конституции, от герефордского — скороспелость, высокий выход мяса. Животные имеют хорошо выраженный мясной тип телосложения. Масть. Туловище красное. Голова, грудь, брюхо, нижняя часть ног и ки..

Казахская лошадь

местная степная лошадь, разводимая в Казахской ССР и прилегающих к ней районах. Выведена в далёком прошлом в результате скрещивания местных лошадей с монгольскими, среднеазиатскими и европейскими породами в условиях табунного содержания. Распространена на обширной территории с различными природными условиями и представлена несколькими отродьями. Западноказахстанским, центральноказахстанским, адаевским, южноказахстанским, семиреченским, найманским и южноалтайским. К. Л. В основном мелкорослые, к..

Казахская Советская Социалистическая Республика

(Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920. 5 декабря 1936 АССР была преобразована в Казахскую союзную республику. Расположена на Ю.-З. Азиатской части СССР. Граничит на С. С РСФСР, на Ю. С Туркменской ССР, Узбекской ССР и Киргизской ССР, на В. С Китаем, на З. Омывается Каспийским морем К. — вторая по площади после РСФСР и третья по населению после РСФСР и Украины со..

Дополнительный поиск Казахская железная дорога Казахская железная дорога

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Казахская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Казахская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 25 символа