Кинодраматургия
литературно-кинематографический вид творчества. Произв. К. Сценарий — литературная и идейно-художественная основа фильма. Отрицание К. Как новой, самостоятельной области литературы, а сценария в качестве важнейшего элемента творческого процесса создания кинокартины, имеющее место в зарубежной кинотеории, является подчас оружием в сложнейшей идеологической классовой борьбе, средством утверждения реакционных идей. Формируясь в прямой связи с развитием изобразительных возможностей киноискусства, К. В то же время овладевает средствами литературной образности. Двойственность природы К. — литературной, с одной стороны, и кинематографической — с другой, вызывает появление 2 типов сценария. Литературного произведения, представляющего собой основу фильма и в то же время имеющего самостоятельную художественную ценность, и литературного материала, в котором дано изложение замысла, передающее содержание и конструкцию будущего фильма.
Кинодраматурги обращаются непосредственно к изображению событий действительности, используя выразительные средства кино, а также разных видов литературы, привлекают в качестве основы литературные произведения, адаптируя их для экрана. Характер и способы, степень полноты изложения материала в сценарии неодинаковы на разных этапах истории кино и отражают индивидуальные особенности творчества различных кинодраматургов. Если в «немом» кино 10-х гг. 20 в. Литературные сюжеты, персонажи, построение в большинстве случаев заимствовались из произведений литературы, то к концу 20-х гг. К. Вырабатывает собственные формы, в той или иной мере сочетающие свойства и возможности прозы и драмы. К 30-м гг. Предпочтение оказывается драматургии с предельной концентрацией действия, напряженностью драматического конфликта.
Такой способ организации сценарного материала стал считаться основным законом К. С введением звука в кино большое значение приобретает звучащее слово. Особенно важную роль играет диалог — одно из главных средств раскрытия характера человека. Дальнейшее расширение возможностей киноискусства позволило К. Более углубленно исследовать жизнь, воспроизводить ее в большем многообразии и сложности и тем самым привело к изменению эстетических норм К. Форма сценария стала более свободной, разнообразной, способной к выражению усложнившейся системы звукозрительных образов фильма. Жанры К., относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают в произведения современной К.
В формировании советской К. Наряду с литераторами, целиком посвятившими себя кинодраматургическому творчеству, — В. К. Туркиным, К. Н. Виноградской, Н. А. Зархи, Б. Л. Леонидовым, Г. Э. Гребнером, А. Г. Ржешевским, участвовали прозаики, поэты, литературоведы, драматурги — В. В. Маяковский, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, С. М. Третьяков, Н. Ф. Погодин, В. В. Вишневский и др. Значительная роль в становлении К. Принадлежит советским кинорежиссерам С. М. Эйзенштейну, А. П. Довженко, С. А. Герасимову, а также У. Гриффиту, Ч. Чаплину (США), Ф. Феллини, М. Антониони (Италия) и др. Среди лучших произведений советской и зарубежной К., оказавших существенное влияние на развитие киноискусства, — «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Н. А. Зархи, «Чапаев» Г. Н. И С. Д. Васильевых, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» А.
Я. Каплера, «Коммунист» Е. И. Габриловича, «Баллада о солдате» В. И. Ежова, «Девять дней одного года» Д. Я. Храбровицкого. «Под крышами Парижа» Р. Клера (Франция), «Осведомитель» Д. Николса, «Гражданин Кейн» О. Уэллса (США), «Похитители велосипедов», «Крыша» Ч. Дзаваттини (Италия), «Земляничная поляна» И. Бергмана (Швеция). Лит. Шкловский В., Как писать сценарии, М. — Л., 1931. Волькенштейн В., Драматургия кино, М. — Л., 1937. Туркин В., Драматургия кино, М., 1938. Лоусон Д., Теория и практика создания пьесы и киносценария, пер. С англ., М., 1960. Вайсфельд И., Мастерство кинодраматурга, М., 1961. Фрейлих С., Драматургия экрана, М., 1961. Балаш Б., Кино. Становление и сущность нового искусства, пер. С нем., М., 1968. Демин В. П., Фильм без интриги, М., 1966.
Вайсфельд И. В., Новая область литературы, М., 1970. Фомин В. И., Все краски сюжета, М., 1971. Л. И. Белова.
Дополнительный поиск Кинодраматургия
На нашем сайте Вы найдете значение "Кинодраматургия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кинодраматургия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 15 символа