Клоунада
цирковой жанр. Состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады. Истоки К. — в народных фарсах. Традиционная маска Белого клоуна взята из итальянской комедии дель арте, французского и английского площадного театров, Рыжего клоуна — от народных шутов и внешне неловкого и неуклюжего униформиста, пародирующего номера артистов. На конфликте, возникающем между нарядным и самоуверенным Белым клоуном и неловким, нелепым Рыжим клоуном, строится так называемое антре, в котором победителем обычно бывает Рыжий. Клоуны участвовали в представлениях наездников и канатоходцев в 17—18 вв. В первом стационарном цирке Астлея (Лондон, 1780) выступал комик Б. Саундерс, игравший роль наездника-неудачника.
В 1834 в цирке Франкони дебютировал Ж. Б. Ориоль, соединивший сложные акробатические упражнения с комическими приемами. В дальнейшем клоуны широко использовали в выступлениях дрессированных животных, акробатику, музыкальные инструменты. Номера К. Приобретали постепенно сатирическое и публицистическое звучание. Это было особенно характерно для русских клоунов А. Л. И В. Л. Дуровых и В. Е. Лазаренко. Клоунов разделяют на. Соло-клоунов (исполняющих монологи, разыгрывающих моноскетчи, показывающих акробатические трюки и дрессированных животных), «ковёрных» (См. Ковёрный) клоунов, клоунов-буфф, работающих вдвоём, втроём или группой. Первыми клоунами-буфф были Футит и Шоколад во Франции, С. С. Альперов и Бернарде (Б. М. Мухницкий) в России.
В русском дореволюционном цирке получили известность клоунские дуэты — Лепом и Эйжен (Е. Пиллатт), братья Костанди, особое место заняли «Бим-Бом» — музыкальные клоуны-эксцентрики. В советском цирке для К. Характерны усиление сатирической и публицистической направленности репертуара, соединение острой буффонады с психологической разработкой характеров. Среди крупнейших советских клоунов. В. Г. И Ю. В. Дуровы, Д. С. Альперов, Мишель (М. П. Калядин), Макс (М. И. Федоров), братья Лавровы, братья Танти, братья Кольпетти, С. Ф. Крейн, Роланд и Коко (К. П. Плучс и А. Ф. Лутц), Карандаш, О. К. Попов, Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин, Л. Г. Енгибаров, Б. П. Вяткин, К. А. Берман, А. Н. Николаев и др. Лит. Кузнецов Е., Цирк, М. — Л., 1931. Румянцев М., На арене советского цирка, М., 1954.
Радунский И. С., Записки старого клоуна, М., 1954. Дмитриев Ю. А., Советский цирк, М., 1963. Его же. Советский цирк сегодня, М., 1968. Реми Тристан, Клоуны, пер. С франц., М., 1965. Ардов В., Разговорные жанры на эстраде и в цирке, М., 1968. Искусство клоунады, М., 1969. Ю. А. Дмитриев.
Дополнительный поиск Клоунада
На нашем сайте Вы найдете значение "Клоунада" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Клоунада, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа