Композиция

100

IКомпози́ция (от лат. Compositio — составление, сочинение) 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.

К. В литературе — организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. Включает. Расстановку и соотнесенность характеров (К. Как «система образов»), событий и поступков (К. Сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (К. Внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. Деталей). Приёмы и способы К. Весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К. Является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временна́я организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания.

И, наконец, К. Включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «К.» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения). Являя собой «. Бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К. Завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. «Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа.

Её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425). Каждое произв. Сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы К. (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип К. Персонажей и их системы — полярность, в том числе нарочито мнимая. Николай I — Шамиль). В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом К. Выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое Повествование или статическое Описание, характеристика, Диалог, Лирическое отступление и т.д.

Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог). В неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер. Но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения — автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика. Иначе. Каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют К. В этом смысле. Своеобразна К.

Стихотворных произведений, особенно лирических. Её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (Стопа, стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов. См. Стих, Стихотворение, Поэзия и Проза). В литературе 20 в. Усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия Монтаж (сначала применительно к кино, потом — к театру и литературе). В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

К. Организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем. К. В архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К. Определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К. Там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику (См. Архитектоника) сооружения. К. В изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д.

Типы К. Разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К. Преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые — в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам.

Так, в искусстве 19—20 вв. Большую роль сыграло стремление художников к свободной К., отвечающей их индивидуальным творческим особенностям. О К. В музыке, т. Е. О структуре музыкального произведения, см. Музыкальная форма. 2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника. 3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К.). 4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как Гармония, Полифония, Инструментовка, анализ музыкальных произведений.

Лит. Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921. Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931. Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. — Л., 1940. Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433—34, [кн. 3], М., 1965, с. 422—42. Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970. Его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972. Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970. Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971. Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1—2, Bonn — Lpz., 1920—22. В. E. Хализев, В. С. Турчин.IIКомпози́ция (математическое) общее название для операции, производящей из двух элементов а и b третий элемент с = а*b. Например, К. Двух функций f (x) и g (x) называют функцию h (x) = f [g (x)].

В математическом анализе и теории вероятностей К. Называют некоторые другие способы образования из двух функций f (x) и g (х) третьей функции h (x) = f (x)*g (x), например. ..

Значения в других словарях
Комплювий

(лат. Compluvium, от compluere — стекаться) прямоугольное отверстие в крыше древнеримского жилого дома (см. Атрий), предназначенное для стока дождевой воды в бассейн (Имплювий).. ..

Композиционные материалы

представляют собой металлические и неметаллические матрицы (основы) с заданным распределением в них упрочнителей (волокон, дисперсных частиц и др.). При этом эффективно используются индивидуальные свойства составляющих композиции. По характеру структуры К. М. Подразделяются на волокнистые, упрочнённые непрерывными волокнами и нитевидными кристаллами (См. Нитевидные кристаллы), Дисперсноупрочнённые материалы, полученные путём введения в металлическую матрицу дисперсных частиц упрочнителей, Слоис..

Композиция (матем.)

Композиция (математическое), общее название для операции, производящей из двух элементов а. ..

Композиция (построение художеств. произв.)

Композиция (от лат. Compositio ≈ составление, сочинение),═ 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. ≈ важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обо..

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Compositio - составление - связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения. Компонентом (единицей композиц..

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ (от латинского compositio - сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие>. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. 2) музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, а также произ..

Композиция

-и, ж.. ..

Композиция

(лат., этим. См. Пред. Слово). 1) соединение отдельных предметов в одно целое. 2) состав, из которого приготовляются поддельные драгоценные камни. 3) музыкальное сочинение. 4) техническое выражение для различных металлических сплавов.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) сочинение музык. Произведений. 2) в живописи и архитектуре - соединение отдельных предметов в одно целое по законам изящного. 3) в технике сплавы из различных металлов, ка..

Композиция

См. Сочинение.... ..

Композиция

Компоновка (композиция)сочинениеКомпозитор. Компоновать - сочинятьСр. Надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере накопления, а известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать.А.П. Чехов. Хмурые люди. Скучная история. 1.Ср. Compono (compositum) - сочиняю.. ..

Композиция

Ж.1) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.2) а) Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение.б) Сочетание каких-л. Элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. И образующих гармоническое единство.3) Теория составления музыкального произведения. Сочинение музыки.4) устар. Сплав различных металлов.. ..

Композиция

КОМПОЗИ́ЦИЯ -и. Ж. [от лат. Compositio - составление]. ..

Композиция

-и, ж. 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К.романа, картины, симфонии, книги. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к. 3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции. 4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. Железа и бетона, пластика и стекла, металла и..

Композиция

Композиции, ж. (латин. Compositio - составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это - очень талантливая композиция. 2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.). 3. Художественная структура, построение произведения (искус.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворен..

Композиция

Компози́ция впервые у Куракина. См. Смирнов 152. Через польск. Kоmроzусjа "сочинение" или нем. Komposition от лат. Compositiō.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ (от латинского «componere» - складывать, строить) - термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. Называется создание музыкального произведения, отсюда. Композитор - автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. Перешло из живописи и архитектуры, где им обозначается соединение отдельных частей произведения в художественное целое. К. - раздел литературоведения, изучающий построение литературного произведения как целого. Иногда термин К. Заменяют термином «архи..

Композиция

КОМПОЗИ´. ..

Композиция

КОМПОЗИЦИЯ. ..

Композиция

        (от лат. Compositio - составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции в художественном произведении, складывающиеся в процессе художественного осмысления действительности, в той или иной мере отражают объе..

Композиция

(от лат. Compositio - составление, сочинение). 1) Музыкальное произведение, результат творческого акта композитора. Понятие К. Как законченного художеств. Целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизац. Начала в муз. Иск-ве и с совершенствованием нотной записи, на определённом этапе развития сделавшей возможной точную в наиболее существенных чертах письменную фиксацию музыки. Поэтому совр. Смысл слово "К." приобрело лишь с 13 в., когда в нотной записи выра..

Композиция

- во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. Было запрещено в Великом ордонансе 1357 г.. ..

Композиция

- бинарная алгебраическая операция. Напр., К. (или суперпозицией) двух функций f(x)и g(x)наз. Функция h(x)=f[g{x)].O K. В теории вероятностей см. Свертка.. ..

Композиция

— построение художественного произведения, расположение частей и предметов, а также произведение, включающее отдельные виды искусств.. ..

Дополнительный поиск Композиция Композиция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Композиция" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Композиция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа