Крепостной театр

123

вид частного дворянского театра в России. Труппы создавались помещиками из числа крепостных крестьян. К. Т. Появились в конце 17 в. Получили распространение в конце 18 — начала 19 вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (на рубеже 18—19 вв. Было свыше 170 К. Т.). Наряду с примитивными домашними театрами существовали К. Т., располагавшие зданиями с хорошо оборудованной сценой, богатым реквизитом, квалифицированными крепостными актёрами, обучавшимися у крупнейших мастеров русской и западноевропейской сцены. Одним из самых богатых К. Т. Был театр графов Шереметевых. Созданный в конце 60-х гг. 18 в. П. Б. Шереметевым, он к концу 18 в. При Н. П. Шереметеве не уступал придворному (из 8 К. Т. Шереметевых сохранился лишь Останкинский в Москве, ныне государственный Музей творчества крепостных).

В его репертуар входили оперы К. В. Глюка, А. Гретри, Е. И. Фомина, М. А. Матинского и др. В труппе состояло более 200 человек. В историю русского искусства вошли имена работавших в этом театре композиторов и музыкантов — С. А. Дегтярева, Г. Я. Ломакина, инструментального мастера («русского Страдивари») И. А. Батова, актрис — Т. В. Шлыковой-Гранатовой, П. И. Жемчуговой (См. Жемчугова) и др. Не менее известны театры князя Н. Б. Юсупова в Москве и в подмосковной усадьбе Архангельское (ныне государственный музей). Особое место в истории К. Т. Занимает театр А. Р. Воронцова — одного из наиболее прогрессивных, образованных людей своего времени. В его театре ставились главным образом произведения русской драматургии — Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, И.

А. Крылова и др. Актёры получали жалованье. История К. Т. Содержит много глубоко трагических страниц (см., например, «Записки и письма» М. С. Щепкина, рассказы «Тупейный художник» Н. С. Лескова, «Сорока-воровка» А. И. Герцена). Зависимость от барского произвола делала жизнь крепостного актёра необычайно тяжёлой. К. Т. Содействовали широкому распространению театрального искусства, утверждали в нём через актёров реалистическое демократическое направление, заложили основы русской провинциальной сцены. В 19 в. В связи с ростом капиталистических отношений изменились характер К. Т. И их направленность. Некоторые помещики превратили свои театры в доходные предприятия (С. С. Каменский в Орле, Н. Г. Шаховской в Нижнем Новгороде и др.). Лит. Кашин Н. П., Театр Н.

Б. Юсупова, М., 1927. Елизарова Н. А., Театры Шереметевых, М., 1944. Михаил Семенович Щепкин. Записки, письма. Современники о М. С. Щепкине, М., 1952. Соловьев И. А., Останкино, М., 1958. Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII—XVIII вв., М., 1958.

Значения в других словарях
Крепостничество

см. Феодализм, Крепостное право. ..

Крепостное право

совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. К. П. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. Н. Прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле. Беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — воз..

Крепость

важный в стратегическом отношении пункт (город) с постоянным гарнизоном, вооружением, запасами и самостоятельным управлением, подготовленный средствами долговременной фортификации к круговой обороне и обеспеченный всем необходимым для длительной борьбы в условиях осады. До начала 1-й мировой войны 1914—18 К. Являлись опорными пунктами или базами для полевых армий на театрах военных действий, складами вооружения и снаряжения или этапными пунктами на путях выдвижения войск, средством прикрытия их..

Крепс

Евгений Михайлович [р.19.4(1.5).1899, Петербург], советский физиолог и биохимик, академик АН СССР (1966. Член-корреспондент 1946), Герой Социалистического Труда (1969). В 1923 окончил Военно-медицинскую академию РККА (ныне им. С. М. Кирова). Ученик И. П. Павлова и Л. А. Орбели. В 1923—33 заведующий физиологической лабораторией Мурманской биостанции. В 1934—37 профессор Ленинградского университета. С 1935 в институте физиологии им. И. П. Павлова АН СССР. С 1960 директор института эволюционной фи..

Крепостной Театр

КРЕПОСТНОЙ театр - в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в кон. 17 в., получили распространение в кон. 18 - нач. 19 вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актеров вошли в историю театра (П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова-Гранатова и др.). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.. ..

Крепостной Театр

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце 17 в., широко распространены в конце 18 - начале 19 вв., существовали до отмены крепостного права. Иногда имели почти профессиональный характер>, располагали хорошо оборудованными сценами, по репертуару приближались к придворным и императорским. Среди наиболее известных крепостных театров - театры графов Шереметевых (в Останкине, Кускове и др.), князя Н.Б. Юсупова (в Архангельском). Имена многих крепост..

Крепостной Театр

В России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в кон. 17 в., получили распространение в кон. 18 - нач. 19 вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актеров вошли в историю театра (П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова-Гранатова и др.). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.. ..

Крепостной Театр

- в России частный дворянский театр с труппой из крепостных. Возникли в конце XVII в., получили распространение в конце XVIII— начале XIX вв., преимущественно в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Имена многих крепостных актеров вошли в историю театра (П. Жемчугова, Т. Шлыкова-Гранатова и др.). Стали основой русской провинциальной сцены.. ..

Дополнительный поиск Крепостной театр Крепостной театр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Крепостной театр" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крепостной театр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 16 символа