Курды

142

(самоназвание — курд, курмандж) один из древних народов Передней Азии. Их этногенез и история изучены недостаточно. Живут главным образом в Иране, Турции, Ираке, Сирии (на территории Курдистана) и некоторых др. Странах. Общая численность (на 1971), по различным приблизительным оценкам, от 7,5 до 12 млн. Человек Говорят на курдском языке (См. Курдский язык). Верующие — мусульмане-сунниты, меньше — шииты, часть принадлежит к сектам езидов (См. Езиды), али-илахи (или ахл-и хакк) и др. Существовавшие в 14—18 вв. На территории Курдистана союзы курдских племён и феодальные княжества находились в номинальной зависимости от правивших в Иране и Османском государстве династий. Попытки правящих кругов этих государств, а после окончательного распада Османской империи в 1918 — Турции, Ирака, лишить К.

Всех прав, ассимилировать их приводили к многочисленным восстаниям. Особенно усилилась борьба К. После 2-й мировой войны 1941—45 (в Ираке, например, в 1970 было признано право К. На национальнуу автономию. См. Ирак, Исторический очерк). Для общественных отношений К. Характерно разложение феодальных отношений и становление капиталистических. Зарождаются рабочий класс (в нефтяной промышленности, на транспорте и др.) и буржуазия. Вместе с тем у отдельных групп К. Ещё сохраняются пережитки родо-племенных отношений. Основное занятия К. — земледелие (зерновые культуры, садоводство, табаководство) и полукочевое скотоводство. Развиты ремёсла. К. Создали богатую и своеобразную культуру — фольклор, литературу, искусство. В 19 в., согласно условиям Гюлистанского мирного договора 1813 (См.

Гюлистанский мирный договор 1813) и Туркманчайского договора 1828 (См. Туркманчайский договор 1828), и Берлинского конгресса 1878 (См. Берлинский конгресс 1878), часть К. Перешла в подданство России. В СССР К. Живут преимущественно в Закавказье и частично в Средней Азии и Казахстане (89 тыс. Человек, 1970, перепись). Они получили широкие возможности для всестороннего развития национальной культуры. Вместе с другими народами СССР К. Активно участвуют в коммунистическом строительстве. Заняты главным образом в сельском хозяйстве, часть работает в промышленности, сложилась национальная интеллигенция. На языке К. Издаётся различная литература, в Армении — газета «Риа Таза» и ведутся радиопередачи. Имеются научные центры (Ленинград, Ереван и др.), изучающие историю и культуру К.

Литература. История литературы изучена недостаточно, многие памятники не исследованы. Нет ещё точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (11—18 вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества. Один из наиболее ранних курдских поэтов — Али Харири (около 11 в.), автор Дивана лирических стихов, написаных живым, народным языком. Перу Али Термуки (Теремахи,10—11 вв.) приписывают поэмы «Единственное слово», «Сыновья отчизны», «Поистине жизнь — это сон» и «Рубиновое ожерелье».

Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (12 вв.), поэт-суфий (см. Суфизм), сочетавший метры Аруза с формами народной курдской поэзии. В 15 в. Появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма «Продавец корзин», припписываемая Мела Бате (1417—94). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (14 или 16 в.). Цикл «Факне Тейра», включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте — народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (16 в.) — автор курдской национально самобытной версии поэмы «Юсуф и Зулейха». С именем поэта Ахмеди Хани (17 в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность.

Ему принадлежит поэма «Мам и Зин», поэтический арабско-курдский словарь «Ноубар». Народная поэма «Крепость Дымдым» — одно из произведений курдского фольклора на тему о народе — борце за независимость. К началу 17 в. В Иранском Курдистане при дворе правителей курдского княжества Ардалан возникает другой литературный центр, объединявший поэтов, писавших на диалекте гурани. Наиболее выдающиеся из них. Шейх Ахмед Тахти (1640—?), Мустафа Бесарани (1641—1702), Мела Тахир Авромани и Мухаммед Кули Слеман. Творчество этих поэтов носит преимущественно суфийский характер. В конце 18—начале 19 вв. Наблюдался упадок курдской литературы. Она порвала с народными традициями и стала достоянием узкого круга придворных поэтов-суфиев.

Литературный центр переместился в Северный Ирак, литературным языком стал южный диалект (сорани, мукри). В литературе этого периода сосуществовали направления религиозно-мистическое, лирическое и патриотическое. Последнее получило развитие в современной демократической поэзии. Выдающимися поэтами этого направления были Нали (1797—1855), Курди (1809—49), Селим (1800—66) и Хаджи Кадыр Койи (1815—92) — участник и певец восстаний К., основоположник демократической курдской поэзии. В его стихах звучит призыв к национальному самосознанию, объединению К. И национально-освободительной борьбе. В начале 20-х гг. 20 в. Формируется новейшая курдская литература, связанная с национально-освободительной борьбой К. Призыв к борьбе против национального угнетения звучит в стихах Ахмеда Мухтар-бека (1897—1935), Тахир-бека (1875—1917), Ахмед-бека Хамди (1876—1936), Зивера (1875—1948), Пире Мерда (1867—1950) и Фаика Бекаса (1905—48).

Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и современная поэзия. Из современных поэтов — борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (р. 1903), Абдаллах Слеман Горан (1904—62), Осман Сабри (р. 1906), Кадрыджан Хажар (р. 1920), Дылзар (р. 1928). В 40—60-е гг. Происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (р.1912), Мухаммеда Амина (р. 1921), Маруфа Барзынджи (р. 1921). Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917. Основной центр её — Армянская ССР. В 1931 вышла на руский язык автобиографическая повесть Араба Шамилова (р.

1897) «Курдский пастух» (в 1935 на курдский язык). Он также автор романов «Рассвет» (1958), «Счастливая жизнь» (1959) и др. В 30-е гг. Появились коллективные сборники «Первые произведения» (1932), «Курдские писатели» (1934), «Третья книга» (1935). В 1935 опубликованы самостоятельные книги многих писателей. Сборник стихов Аминэ Авдала (1906—64) «Весна», Вазирэ Надри (1911—46) «Нубар», Отарэ Шаро «Первое сияние» и др. В довоенные годы выступили со своими рассказами Аджиэ Джинди (р. 1908) и Джардоз Генджо (1904—45). Произведения курдских писателей, опубликованные в годы Великой Отечественной войны 1941—45, проникнуты советским патриотизмом, верой в победу над врагом. Поэмы «Надо и Гулизар» Надри, «Бако» Авдала, «Тайяр» Качахэ Мурада (р.

1914) и др. В послевоенные годы советская курдская литература достигла серьёзных успехов в поэзии. Сборники «Курдские поэмы» (1955), «Родной источник» (1957), «Мои дни» (1960) Джасмэ Джалила (р. 1908). Сборники «Стихи» (1957), «Два мира» (1963) Шаро. Сборник «Стихи и поэмы» (1963) Авдала. Сборники«Радуга» (1961),«Моя мечта» (1963) Усвэ Бако (р. 1909) и др. Являясь неотъемлемой частью всей советской литературы, курдская литература отражает нашу современную действительность, курдские советские писатели создают и произведения о жизни курдов за рубежом, об их национально-освободительной борьбе (поэма Бако «Сайд», 1954. Повести Али Авдлрахмана, р. 1919. И др.). Архитектура и декоративно-прикладное искусство. Летнее жилище К.-кочевников — шатёр с основой из нескольких рядов жердей, покрытой шерстяной материей.

Зимним жилищем в горных районах Турции, Ирана, Ирака (а раньше также и у закавказских К.) служат землянки (иногда врытые в склон горы) или полуземлянки с куполообразным ступенчатым перекрытием, имеющим свето-дымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на столбы, подбалки нередко профилированы, иногда украшены орнаментальной резьбой. В некоторых районах встречаются пещерные жилища. Жилища К.-земледельцев в поселениях равнинных районов, а также К., живущих в городах, — глинобитные, каменные, из необожжённого кирпича или из самана (в зависимости от района), прямоугольные в плане, 1—2-этажные, большей частью с плоской крышей. К жилому помещению в сельских поселениях обычно примыкают хлев, конюшня, кладовая и др.

Хозяйств. Помещения. Сохранились некоторые культовые памятники К. Храм (12 в.) в с. Лалеш, близ Мосула (Ирак), прямоугольный в плане, с залом, разделённым колоннами на 2 нефа. Квадратные в плане купольные гробницы шейхов. Своеобразны повсеместно встречающиеся намогильные памятники в виде обобщённо выполненных фигур лошадей, баранов, львов и др. Животных. До настоящего времени дошли руины древних крепостей в районе Бане (Иран) — Пируз, Шива. В Советском Союзе К. Живут в благоустроенных селениях, имеющих школы, больницы и т. П. Сооружаются жилые дома городского типа, нередко 2-этажные, из тёсаного камня, туфа, иногда из кирпича-сырца. У К. На протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства — ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню.

Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина — религиозная символа езидов, рогов — символа скотоводства, паука — символа ковроделия, Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму. Распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с ввалянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У К. Ирана, Турции, Ирака и др. Распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи.

Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шёлковые сузани. Поливная и неполивная керамика вырабатывается в районах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в северных районах Ирака. Лит. Народы Передней Азии, М., 1957. Вильчевский О., Курды. Введение с франц., М., 1964. Аристова Т. Ф., Курды Закавказья, М., 1966. Лазарев М. С., Курдский вопрос. (1891—1917), М., 1972. Библиография по курдоведению (сост. Ж. Мусаэлян), М., 1963. Аристова Т. Ф., Некоторые сюжетные мотивы орнамента курдских ковров, «Краткие сообщения Института этнографии АН СССР», [т.] XXXII, М.,1959 — её же Опыт сравнительного изучения материальной культуры курдов, «Советская этнография», 1970, № 4. Лерх П. И., исследования об иранских курдах и их предках северных халдеях, кн.

1—3, СПБ, 1856—58. Вильчевский О., Библиографический обзор зарубежных курдских печатных изданий в XX столетии, в кн. Иранские языки, [т. 1], М. — Л., 1945. Руденко М. Б., Описание курдских рукописей ленинградских собраний, М., 1961. Её же, Курдская литература XVII в., «Народы Азии и Африки», 1971, № 3. Jaba A., Recueil des notices et récits kourdes, St.-Petersbourg, 1860. Minorsky V., Kurdes, в кн. Encyclopédie de l’lslam, t. 2, Р.,1927. Bois T., Coup d'oeil sur la litterature kurde,«Al-Machriq», 1955, mars — avril. Hansen Н. Н., The Kurdish woman's life, Kbh., 1961. Современный курдский ковер. Курдское женское украшение. Жилище курдов. Дом в Кубатлинском районе Азербайджанской ССР. Жилище курдов. Дом в Ираке..

Значения в других словарях
Курдские горы

горы в Западной Азии. См. Курдистанские горы.. ..

Курдский язык

язык курдов, проживающих в Турции, Иране, Ираке, Сирии и частично в др. Странах (Афганистан, Ливан, СССР). Число говорящих на К. Я. В СССР около 90 тыс. Человек (1970, перепись). За рубежом, по различным приблизительным оценкам (1971), — от 7,5 до 12 млн. Чел. Относится к западной группе иранских языков. Наиболее значительные диалекты К. Я. — курманджи (северо-западный диалект, на котором говорит основная масса курдов) и сорани (юго-восточный диалект). Более мелкие — гурани, лури, заза и др. В ..

Курдюмов

IКурдю́мов Александр Павлович [18(30).4.1867 — 20.9.1926], советский металлург. В 1898 окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге, с 1904 читал в ней курс общей металлургии. В 1916 возглавил Управление по постройке в России алюминиевых заводов (при Главном артиллерийском управлении). После Октябрьской революции активно участвовал в создании советской алюминиевой промышленности. Был одним из организаторов, а затем руководителем Горнометаллургической лаборатории в Ленинграде. Соч. ..

Курдюмов Александр Павлович

Курдюмов Александр Павлович [18(30).4.1867 ≈ 20.9.1926], советский металлург. В 1898 окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге, с 1904 читал в ней курс общей металлургии. В 1916 возглавил Управление по постройке в России алюминиевых заводов (при Главном артиллерийском управлении). После Октябрьской революции активно участвовал в создании советской алюминиевой промышленности. Был одним из организаторов, а затем руководителем Горнометаллургической лаборатории в Ленинграде. ═ Соч. К..

Курды

Горный народ передней Азии, живущий под властью Турции, Персии и отчасти Афганистана и России (в Закаспийской области). Турецких К. Насчитывают 11/2 млн., персидских — 3/4 млн. История. Нынешние К. Считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже — кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту (Gûtû), в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с сирийцами, хеттами (хиттитами), сузийцами, ..

Курды

-ов, мн. (ед. Курд, -а, м. Курдя́нка, -и, мн. Курдя́нки, -нок, -нкам, ж.).. ..

Курды

Горный народ передней Азии, живущий под властью Турции, Персии и России в Закасп. Обл.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Курды

Мн.1) Народ иранской этноязыковой группы.2) Представители этого народа.. ..

Курды

КУ́РДЫ -ов. Мн. Один из древних народов Передней Азии, живут главным образом в Иране, Турции, Ираке, Сирии, а также в Азербайджане, Армении и Туркмении. Лица, относящиеся к этому народу.. ..

Курды

-ов, ед. Курд, -а, м. Народ, составляющий коренное население исторической области Курдистана и живущий компактными группами в Иране, Турции, Ираке, других странах Ближнего Востока, отчасти на азиатской территории бывшего СССР. II ж. Курдянка, -и. II прил. Курдский, -ая, -ое.. ..

Курды

Курдов, ед. Курд, курда, м. Одна из иранских народностей, живущая в Курдистане, частью в пределах СССР (Азербайджане, Армении и Туркменистане).. ..

Курды

(самоназв. - курд) - народ, коренное население горных р-нов востока и юго-востока М. Азии и сопредельных р-нов (см. Курдистан). Числ. - ок. 6,5 млн. Чел. (приблизит. Оценка 1961), в т. Ч. В Турции - 3 млн. Чел., в Иране - 1700 тыс. Чел., в Ираке - 1300 тыс. Чел., в Сирии - 300 тыс. Чел., в Ливане и Афганистане - св. 25 тыс. Чел., в СССР - 60 тыс. Чел. Зарубежные курды ведут кочевой и оседлый образ жизни. Их обществ. Строй характеризуется феод. Отношениями и вместе с тем развивающимися капиталист..

Дополнительный поиск Курды Курды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Курды" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Курды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа