Лад

137

система взаимосвязей звуков, выраженная в Звукоряде. Последовательность ступеней Л. Образует его гамму (См. Гамма). Необходимое условие существования Л. — качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см. Функции ладовые), которая обусловливается тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Основным устоем служит Тоника, определяющая Тональность лада. Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу Л. (см. Диатоника) и образующая побочные ладовые опоры. На V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом).

Эти ладовые опоры представляют зародыш гармонических функций ступеней Л. — доминантовой и субдоминантовой (см. Доминанта и Субдоминанта). Дополнительная опора на III ступени ведёт к образованию гармонической тоники лада — мажорного или минорного трезвучия (См. Трезвучие). Гармонической функции приобрели большое значение в композиторской профессиональной музыке. Они проявляются главным образом в направленности V ступени (доминанты) в тонику, а также в более сложном взаимоотношении тоники с субдоминантой. Причина такой направленности, приведшей к образованию автентической каденции (См. Каденция), коренится в акустической природе звука. Тяготение неустоев к устоям следует понимать лишь как тенденцию, которая проявляется в музыке по преимуществу косвенно и реализуется обычно в завершающих каденциях.

Л. По существу является обобщённо-абстрагированной системой музыкального мышления и служит для него лишь необходимой логической основой. Л. Обладает только общими потенциальными выразительными свойствами, которые сказываются прежде всего в его наклонении (см. Наклонение) — мажорной или минорной окраске (см. Мажор и Минор). В основе диатоники лежат натуральные лады, из которых основополагающим в мажоре стал ионийский лад как полностью соответствующий функциональным отношениям аккордов. Аналогичное место занял полный минор, основанный на эолийском ладе, но включающий вводнотоновое повышение VII ступени (гармонический минор) и служащее для сглаживания интервала увеличенной секунды повышение VI ступени (мелодический минор).

На этой почве выросла сложная мажоро-минорная система, включающая признаки остальных натуральных ладов. В относительно сложных муз. Произведениях осуществляется Модуляция в др. Тональности, изменяется звуковой состав Л., один лад сменяется другим (например, минор мажором), происходит усложнение Л. С помощью альтерации (См. Альтерация) его ступеней, которая вносит в звукоряд все 12 полутонов в качестве надстройки над диатоникой. Структура ладов отражает национальные и исторические особенности музыкального искусства и подчиняется общим закономерностям акустики и музыкального восприятия. Наряду с национальными особенностями в ладах разных народов имеется много общего, что содействует взаимопониманию и взаимодействию различных музыкальных культур.

С начала 20 в. Традиционные ладовые системы в творчестве композиторов стали подвергаться значительным изменениям, что служит предметом исследования музыковедов-теоретиков. Учение о Л. Разрабатывается преимущественно в СССР. Ю. Н. Тюлин..

Значения в других словарях
Лагутин

Борис Николаевич (р. 24.6.1938, Москва), советский спортсмен-боксёр, заслуженный мастер спорта (1963), преподаватель. Окончил институт физкультуры в Москве (1963) и МГУ (1971). Член КПСС с 1966. Чемпион 18-х (1964, Токио), 19-х (1968, Мехико) и призёр 17-х (1960, Рим) Олимпийских игр, чемпион Европы (1961, 1963) и СССР (1959, 1961 — 64, 1968) в первом среднем весе. Награжден 2 орденами, а также медалями.. ..

Лагутин Борис Николаевич

Лагутин Борис Николаевич (р. 24.6.1938, Москва), советский спортсмен-боксёр, заслуженный мастер спорта (1963), преподаватель. Окончил институт физкультуры в Москве (1963) и МГУ (1971). Член КПСС с 1966. Чемпион 18-х (1964, Токио), 19-х (1968, Мехико) и призёр 17-х (1960, Рим) Олимпийских игр, чемпион Европы (1961, 1963) и СССР (1959, 1961 ≈ 64, 1968) в первом среднем весе. Награжден 2 орденами, а также медалями.. ..

Лада

(Lada) Йосеф (17.12.1887, Грусице, — 14.12.1957, Прага), чешский график и живописец, народный художник (1947). Учился в Праге в Художественно-промышленной школе (с 1905), испытал влияние графики М. Алеша. Автор многочисленных иллюстраций, карикатур, рисунков для мультфильмов, выполненных сочными, энергично упрощенными контурными линиями, часто с подцветкой, а также пейзажей («Триптих с чешским пейзажем», 1935, Национальная галерея, Прага). Творчеству Л. Присущи простота и ясность, близость к нар..

Лада Йосеф

Лада (Lada) Йосеф (17.12.1887, Грусице, ≈ 14.12.1957, Прага), чешский график и живописец, народный художник (1947). Учился в Праге в Художественно-промышленной школе (с 1905), испытал влияние графики М. Алеша. ..

Лад

ЛАД - важнейшая эстетическая категория музыки. Система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (см. Функции ладовые, Устой и неустой). Исторические формы лада. Опевание тона-устоя близкими по высоте звуками. Модальные (монодические) лады, связанные с принципом мелодии-модели (модуса, попевки. См. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневеков..

Лад

Одно из основополагающих понятий мироощущения Святой Руси. Означало мир, согласие, любовь, дружбу, отсутствие вражды, порядок, гармонию в вещах, одежде, доме. «Лад всего дороже», «Мир да лад, тишь да крышь», «Дело пошло на лад».Наиболее полно это понятие раскрыто в книге В. И. Белова «Лад» (1982).Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Лад

Построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. Получили различные названия. Греки имели свои лады, связанные с известными названиями (см. Греческая музыка). Эти названия перешли в западную музыку и были применены к церковным или средневековым Л., при чем церковный Л. С известным греч. Названием не соответствовал греч. Л. С тем же названием. До введения этих названий, Л. Назывались автенти..

Лад

Вести лад. Яросл. 1. Задавать ритм и темп при молотьбе. 2. Ударять цепами в такт при молотьбе. 3. Укладывать или переворачивать снопы для молотьбы. ЯОС 3, 9.. ..

Лад

-а (-у), предл. О ла́де, в ладу́, мн. Лады́, м.. ..

Лад

См. Гармония, дружба, согласие, тишина. ..

Лад

Важнейшая эстетическая категория музыки. Система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (см. Функции ладовые, Устой и неустой). Исторические формы лада. Опевание тона-устоя близкими по высоте звуками. Модальные (монодические) лады, связанные с принципом мелодии-модели (модуса, попевки. См. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лад..

Лад

1. М.1) разг. Согласие, мир, порядок.2) Способ, образец, манера.2. М.1) Способ построения звукоряда, расположение звуков, тональность, строй музыкального произведения (в музыке).2) Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментах.3) а) Клапаны с отверстиями у флейты и некоторых других инструментов.б) Кнопки гармоники.. ..

Лад

ЛАД -а (-у), предлож. О ла́де, в ладу́. Мн. Лады́. М.. ..

Лад

-а (-у), о ладе, в ладу, мн. -ы, -ов, м. (разг.). 1. Чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу в семье. В ладу “ли в ладах с кем-чем-н. (в полном согласии, в дружеских отношениях). Жить в ладу с кем-н. Он с ним не в ладах. Ум с сердцем не в ладу у кого-н. (о том, кто разумом понимает одно, а сердцем чувствует другое). Ученик не в ладах с математикой (перен. Не успевает по математике). 2. Образец, способ. На другой л. Сделать (по-другому). На все лады (по-вся-кому, по-разному). * На лад (идти, по..

Лад

Лада, о ладе, в ладу, мн. Лады, м. 1. Только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов. 2. Способ, образец, манера. Роман на старый лад. Пушкин. Спою не хуже я и соловьиным ладом. Крылов. Защелкал, засвистал на тысячу ладов. Крылов. На разные лады. 3. Способ построения звукоряда, расположения звуков, тональность, строй музыкального произведения (муз.). Фригийский лад. Церковные лады. 4. Преимущ. Мн. Поп..

Лад

Общеслав. Происхождение неясно. Обычно объясняется как однокорневое лагода «мир, лад, порядок», в диалектах еще известное. Скорее всего, суф. Производное (суф. -дъ, ср. Зад, под (2)}}, перед) от исчезнувшего предлога ла «над», родств. Лат. Ultra «сверх, дальше», диал. Лони «в прошлом году». В таком случае лад первоначально — «верх» (в отличие от под «низ»), ср. Сладить «одержать над кем-л. Верх». Лад «согласие» — от . ..

Лад

Род. П. -а. Диал. Также "помолвка. Благословение, которое жених и невеста получают от своих родителей", укр. Лад "порядок, согласие", чеш. Lad, польск. Ɫаd. Отсюда ла́дить, ла́жу, укр. Ла́дити, чеш. Laditi, польск. Ɫadzić. Также ла́дный, укр. Ла́дни́й, чеш. Ladný "миловидный, красивый", польск. Ɫadny – то же. Надежной этимологии нет. Предполагают родство с гот. Lētan "пускать" (Миккола, Ursl. Gr. 3, 24) или с ла́года (см. Мi. ЕW 159. Младенов 268. Преобр. I, 428 и сл.). Совершенно сомнительна ..

Лад

(греч. Armonia, лат. Modulatio, modus, франц. И англ. Mode, итал. Modo, нем. Tongeschlecht. Слав. Лад - согласие, мир, стройность, порядок).СодержаниеI. Определение лада - 130II. Этимология - 130III. Сущность лада - 130IV. Интонационная природа звукового материала лада - 131V. Основные категории и типы ладовой системы, их генезис - 132VI. Органичность и диалектика - 133VII. Механизм ладообразования - 134VIII. Классификация ладов - 137IX. История ладов - 138X. История учений о ладе - 140I. Опреде..

Лад

Хорошее это славянское слово - лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито. Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром лад - это согласие, мир, стройность, порядок. Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке. Оказывается, самое непосредственное. Музыка - искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как п..

Лад

— эстетическая категория музыки, а также синоним мира, спокойствия, обычно в семейной жизни.. ..

Дополнительный поиск Лад Лад

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лад" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лад, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 3 символа