Ладовый ритм
музыкально-теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским (См. Яворский) в начале 20 в. Термин «Л. Р.» означает развёртывание лада во времени. Концепция эта основывается на выделении в музыке неустойчивых и устойчивых звуков. Тяготение неустойчивых звуков к разрешению в устойчивые рассматривается как основополагающее для музыкальной динамики и построения ладов (см. Лад). Источник неустойчивости Яворский видел в интервале тритона. Со своим разрешением тритон образует первичное единство устойчивости и неустойчивости — «единую симметричную систему». Две такие системы на расстоянии полутона дают «двойную симметричную систему». Соединение этих систем образует различные лады. Теория Л. Р. Дала углублённую трактовку лада, позволила обосновать лады, выходящие за пределы мажоро-минора (увеличенный, уменьшенный, цепной, переменные, дважды-лады).
Уязвимая сторона теории Яворского — конструирование ладов на тритоновой основе, что ведёт к трактовке старинных, лишённых тритона ладов (например, пентатоники (См. Пентатоника)) как неполных видов более сложных ладовых образований. Ладотональные отношения Яворский рассматривал в связи с формой и ритмическими пропорциями (отсюда название концепции). Целостная концепция Л. Р. Не сохранила своего значения, но многие её понятия получили развитие в советской музыкально-теоретической мысли. Лит. Яворский Б., Строение музыкальной речи, М., 1908. Его же, Упражнения в образовании ладового ритма, 2 изд. М. 1928. Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, М., 1930. Яворский Б., Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964.
В. А. Цуккерман..
Дополнительный поиск Ладовый ритм
На нашем сайте Вы найдете значение "Ладовый ритм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ладовый ритм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 12 символа