Леви-Строс
(Lévi-Strauss) Клод (р. 28.11.1908, Брюссель), французский этнограф и социолог, один из главных представителей Структурализма. В 1932 окончил университет в Париже. В 1935—38 профессор в Сан-Паулу (Бразилия). В 1942—47 в США в новой школе социальных исследований, культуратташе французского посольства. С 1950 профессор Высшей нормальной школы в Париже и руководитель лаборатории социальной антропологии, с 1959 профессор Коллеж де Франс. Л.-С. — воспитанник французской социологической школы Э. Дюркгейма, М. Мосса, испытал влияние американской школы культурной антропологии, а также лингвистического структурализма (Р. Якобсон) и теории информации. Разработал принципы структурной антропологии. Малые этнографически-пережиточные общества с устойчивой социальной структурой Л.-С.
Считает идеальным объектом научного изучения с помощью структурного анализа. Правила брака и номенклатуру родства, тотемические обозначения и мифологические представления интерпретирует как семиотические (знаковые) моделирующие системы. Л.-С. Создал оригинальную и глубокую теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля (См. Леви-Брюль), и применил её к изучению семантической структуры мифов американских индейцев. Он показал своеобразие мифологического мышления как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического. Это мышление способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу и составило, по Л.-С., интеллектуальную основу технического прогресса в эпоху неолита.
В оценке первобытного общества Л.-С. Свойственна его идеализация в духе Ж. Ж. Руссо. Рассматривая мифологическое мышление в плане порождения им знаковых систем, Л.-С. Выявляет роль бинарных оппозиций (например, верх — низ, мужской — женский, сырое — варёное) и «посредничества» между ними с целью преодоления фундаментальных противоречий, зафиксированных человеческим сознанием (например, жизни и смерти). Поскольку Л.-С. Трактует мифологическое мышление как коллективно-бессознательное и относительно независимое от других форм племенной жизнедеятельности, анализ мифов представляется ему средством выявления первичных структур сознания, исконной человеческой «анатомии ума». Начав с анализа мифа как аналога естественного языка — идеального средства информации, Л.-С.
Постепенно сближает миф с музыкой, как идеальным образцом художественной структуры. Соответственно он делает упор на исследование семантики, а не самого повествовательного сюжета. Подчёркивание метафорического характера мифа открывает возможность применения метода Л.-С. Для анализа искусства, хотя пафос самовыявления структур может обеднить его содержательный аспект. Для метода Л.-С., как и структурализма вообще, характерен анализ устойчивых культур, выделение их структуры при отвлечении от динамики развития. При этом остаётся в тени проблема исторической смены одних общественных структур другими, что справедливо подчёркивалось критиками Л.-С. Хотя Л.-С. Неоднократно называет себя последователем К. Маркса и весьма критически отзывается об экзистенциализме и феноменологизме, в его гносеологических представлениях несомненно влияние феноменологии.
Л.-С. Решительно отвергает взгляд на структурализм как на особую философскую систему. Соч. La vie familiale et sociale des Indiens Nambikwara, P., 1948. Tristes tropiques, P., 1955. Anthropologie structurale, P., 1958. Le totémisme aujourd'hui, P., 1962. La pensée sauvage, P., 1962. Mythologiques, v. 1—4, P., 1964—71. Les structures élémentaires de la parente, 2 éd., P. — La Haye, 1967. В кн. Charbonnier G., Les entretiens avec CI. Lévi-Strauss, P., 1969. Лит. Мелетинский E., Клод Леви-Строс и структурная типология мифа, «Вопросы философии», 1970, №7. Его же, Клод Леви-Строс. Только этнология?, «Вопросы литературы», 1971, №4. Merleau-Ponty M., De Mauss a Lévi-Strauss, в кн. Signes, P., 1960. Leach E. [ed.]. Structural study of myth and tothemism, L., 1967.
Simonis Y., Claude Levi-Strauss ou «la passion de l'inceste». P., 1968. Leach E., Levi-Strauss, N. Y., 1970. Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, Berk. — Los Ang., 1970, p. 42—83. Claude Lévi-Strauss. The anthropologist as hero, Camb. — L., [1970]. Cressant P., Lévi-Strauss, P., [1970]. Remotti F., Lévi-Strauss. Struttura e storia, Torino, 1971. «Esprit», 1963, Novembre. «L'Arc», 1965, № 26. «Aut-Aut», 1965, iuglio. Е. М. Мелетинский..
Дополнительный поиск Леви-Строс
На нашем сайте Вы найдете значение "Леви-Строс" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леви-Строс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 10 символа