Левитан
IЛевита́н Исаак Ильич [18(30).8.1860, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, — 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец-пейзажист. Сын мелкого ж.-д. Служащего. С начала 1870-х гг. Жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ. 1873—85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1884 экспонент, с 1891 член Товарищества передвижников (См. Передвижники). С 1897 член художественного объединения «Мюнхенский Сецессион». Участник выставок журнала «Мир искусства» (1898—1900). С 1898 преподаватель МУЖВЗ (ученики — П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов и др.). Работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). Восприняв у Саврасова метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приближаясь к пленэрной живописи на основе опытов Поленова и мастеров барбизонской школы (См.
Барбизонская школа), Л. В начале 1880-х гг. Постепенно переходит от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива, скупого, порою сумрачного колорита ранних работ к более широкой манере, к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа («Осенний день. Сокольники», 1879), а в сериях этюдов этих лет — к тональному, тонко нюансированному колориту («Мостик. Саввинская слобода», 1884, этюд). Обогатив свою палитру работой в Крыму, Л. Открывает для себя величие волжских пространств, изображение которых становится одной из его главных тем («Вечер на Волге», 1888). В произведениях конца 1880-х гг. Л. Добивается ясности, выверенности композиции, чёткости пространственных планов, неразрывно связанных уравновешенным цветовым строем («Вечер.
Золотой Плёс», «После дождя. Плёс». Оба — 1889). В его творчестве рождается т. Н. Пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. Природа предстаёт у Л. Поэтически преображенной, одухотворённой незримым присутствием человека. Её образ внушается зрителю вместе с гаммой общепонятных ассоциаций и переживаний — тревожных или интимно-лирических. В дальнейшем передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением самого характера русской природы, типичные её черт. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения. Своим интонационным строем они особенно близки лирической прозе А.
П. Чехова («Вечерний звон», «У омута». Оба — 1892). Картиной «Владимирка» (1892), где впервые возникает ставшая затем одной из центральных для Л. Тема дороги, её влекущей вдаль силы, художник заявил также о своей общественной позиции, изобразив тракт, по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутренняя динамика живописи ряда работ 1880—90-х гг. («Берёзовая роща», 1885—89. «Март») в известной мере созвучны стилистике Импрессионизма. В больших композициях Л. Эти качества служат средством достижения мажорной звонкости цвета, сочетающейся с устойчивой определённостью форм («Свежий ветер. Волга», 1891 — 95. «Золотая осень», 1895). Творчество Л. 1890-х гг., связанное с общими стилистическими исканиями русского искусства этого времени, отмечено также тяготением к большей обобщенности письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному разрешению композиции, к некоторой драматизации пейзажного мотива («Над вечным покоем», 1894.
«Сумерки. Стога», 1899. «Летний вечер», 1900. Как и все названные произведения — в Третьяковской галерее). Стремлением к синтезу образных и живописных поисков последних лет явилась незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900, Русский музей, Ленинград) — монументально-эпический символ родной страны. Искусство Л. Составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи, оказав значительное влияние на следующее поколение художников-пейзажистов. Лит. И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956. Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки..., М., 1960. Федоров-Давыдов А. А., Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество, т. 1—2, М., 1966. В. А. Калмыков. И. И. Левитан. «Вечерний звон». 1892. Третьяковская галерея. Москва. И. И. Левитан. Портрет работы В. А. Серова. 1892.
Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.IIЛевита́н Юрий Борисович [р. 19.9(2.10).1914, г. Владимир], диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, народный артист РСФСР (1973). Член КПСС с 1941. Работает диктором Всесоюзного радио с 1931. Обладает редким по тембру и выразительности голосом. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 чтение Л. Сводок Совинформбюро, приказов Верховного Главнокомандующего и др. Сообщений имело большое агитационное и пропагандистское значение, оказывало сильное эмоциональное воздействие. Л. Читает важнейшие политические документы, ведёт репортажи с Красной площади, из Кремлёвского Дворца съездов, участвует в озвучивании фильмов и т. Д. Награжден 2 орденами, а также медалями.
Ю. Б. Левитан..
Дополнительный поиск Левитан
На нашем сайте Вы найдете значение "Левитан" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левитан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 7 символа