Левицкий

102

IЛеви́цкий Александр Андреевич (23.11.1885, Москва, — 4.7.1965, там же), советский кинооператор, основоположник отечественной школы операторского искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). В кино с 1910. В дореволюционные годы снял около 100 фильмов художественных (главным образом экранизаций русской классической литературы), документальных, хроникальных и научно-популярных. Л. Снимал хронику Гражданской войны 1918—20, ему принадлежат уникальные съёмки В. И. Ленина. Участвовал в создании первых советских художественных фильмов — «Восстание» (1918), «Мать» (1920), «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 работал на киностудии «Воентехфильм».

Государственная премия СССР (1949) за съёмки документальных кадров В. И. Ленина, вошедших в фильм «Владимир Ильич Ленин» (1949). С 1924 преподавал во ВГИКе (с 1939 — профессор). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч. Рассказы о кинематографе, М., 1965.IIЛеви́цкий Григорий Васильевич (27.10.1852, Харьков, — 1918), русский астроном. Окончил Петербургский университет (1874), работал на Пулковской обсерватории, сначала сверхштатным астрономом, а с 1876 — вычислителем. С 1879 доцент Харьковского университета, способствовал созданию Харьковской обсерватории. С 1894 профессор Юрьевского университета, директор Юрьевской обсерватории (1898—1908). Написал историю этих двух обсерваторий. Л. Исследовал микроколебания земной коры и пытался найти критерий для прогноза землетрясений.

В 1915—18 председатель Русского астрономического общества.IIIЛеви́цкий Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (?), — 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве (1752—55). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е — начало 1780-х гг. — период расцвета творчества Л. Уже в портрете А. Ф. Кокоринова (1769—70, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Л. Выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и др. Произведениях (портреты.

Н. А. Сеземова, 1770. П. А. Демидова, 1773. Оба — в Третьяковской галерее) общая торжественность в традициях позднего Барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности. Трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета 17—18 вв. И Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 1773—76, Русский музей) Л. Создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространственного решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур.

Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Л. Они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 1773—74, Музей искусства и истории, Женева. Н. А. Львова, 1773—1774, Литературный музей, Москва. М. А. Дьяковой, 1778. Священника, возможно отца, 1779. Я. Е. Сиверса, 1779. Все три — в Третьяковской галерее. И. М. Долгорукого, 1782, Киевский музей русского искусства). С начала 1780-х гг. В творчестве Л. Сказывается влияние Классицизма. В портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей. Варианты 1780-х гг. И 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма.

В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Л. Был близок. Со 2-й половины 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Л. Рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты. Дочери Агаши в русском народном костюме, 1785, Третьяковская галерея. В. И. И М. А. Митрофановых, 1790-е гг., Русский музей). Однако и в поздние годы Л. Создаёт ряд высокохудожественных произведений (портреты. Дочерей А. И. Воронцова, около 1790, Русский музей. Неизвестного со сфинксом, 1790-е гг., собрание Гиршман, Париж).

После 1800 из-за болезни глаз Л. Почти не работал. Творчество Л. — одно из лучших проявлений русской художественной культуры 2-й половины 18 в., его преподавательская деятельность (в 1771—87 он возглавлял портретный класс АХ) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Л. Боровиковского. Учеников Л. — П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского и др.). Лит. [Дягилев С. П.], Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ. 1902. Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964. Т. В. Алексеева. Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент.IVЛеви́цкий Иван Семенович (1838—1918), настоящая фамилия и имя украинского писателя И. С. Нечуя-Левицкого (См. Нечуй-Левицкий).VЛеви́цкий Олег Дмитриевич [6(19).3.1909, Петербург, — 24.1.1961, Москва], советский геолог, член-корреспондент АН СССР (1953).

Окончил Ленинградский горный институт (1930). Проводил геологоразведочные работы в Забайкалье, на С.-В. СССР и Дальнем Востоке. С 1938 работал в институте геологических наук СССР, с 1956 — в институте геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии АН СССР. Основные исследования посвящены вольфрамовым и оловянным месторождениям. Государственная премия СССР (1946). Награжден 2 орденами, а также медалями. Соч. Вольфрамовые месторождения Восточного Забайкалья, М. — Л., 1939 (Месторождение редких и малых металлов СССР, т. 2). Месторождения касситеритово-кварцевой формации, в кн. Труды института геологических наук АН СССР, в. 82, М., 1947. К вопросу о значении коллоидных растворов при рудоотложении, в сборнике.

Основные проблемы в учении о магматогенных рудных месторождениях, М., 1953. Лит. Бетехтин А. Г. [и др.], Олег Дмитриевич Левицкий, «Геология рудных месторождений», 1961, № 2. Годлевский М. Н., Олег Дмитриевич Левицкий, «Записки Всесоюзного Минералогического общества», 1961, т. 90, в. 3.VIЛеви́цкий Сергей Львович (1819, Петербург, — 1898, там же), русский мастер фотоискусства, один из пионеров фотографии в России. Увлекся дагеротипией (См. Дагеротипия) с момента её появления (1839). В 1840-е гг. Изучал в Париже под руководством Л. Ж. М. Дагера основы фотографии. В 1849 основал в Петербурге «дагеротипное заведение», «Светопись» и вскоре получил широкую известность как фотопортретист. В начале 1860-х гг. Работал в Париже, неоднократно удостаивался наград на международных выставках.

В 1867 вернулся в Петербург. Наследие Л. Велико и составляет целую галерею портретов выдающихся деятелей русской литературы и искусства. Манере Л. Свойственно глубокое проникновение в характер портретируемого при точной фиксации его индивидуальных черт. Иллюстрации см. При ст. Фотоискусство.VIIЛеви́цкий (Lewicki) Тадеуш (р.29.1.1906, Львов), польский востоковед. Окончил в 1931 Львовский университет. С 1954 профессор Ягеллонского университета в Кракове. Ему принадлежат публикация и разработка арабских источников по истории ибадитов (абадитов (См. Абадиты)), славянских народов, издание кладов арабских монет 8—9 вв. На территории Польши, а также исследования о сложении государства в Северной Польше, об экономической жизни и торговых связях славян со странами Востока.

Соч. Etudes ibadites nord-africaines, p. 1, Warsz., 1955. Polska i kraje sasiednie w šwietle «Ksiegi Rogera» geografa arabskiego z XII w al-ldrisi'ego, cz. 1—2, Warsz., 1945—54. Zródła arabskie do dziejów słowiansczyzny, t. 1—2, Wroclaw — [i. I.] 1956—69. Arabic external sources for the history of Africa to the south of Sahara, Wroclaw — [i. I.] 1969. Лит. Сообщения польских ориенталистов, М., 1961, с. 107—109 (библ.).VIIIЛеви́цкий Федор Васильевич [2(14).5.1858, Новоукраинка, ныне Кировоградской области, — 19.2.1933, Чернигов], украинский советский актёр, заслуженный артист УССР (1926). С 1888 выступал на профессиональной сцене в труппах М. Л. Кропивницкого, О. З. Суслова, в созданной им труппе (1905—08), в театре Н. К. Садовского, в Первом украинском драматическом театре им.

Т. Г. Шевченко, и др. Сценические образы Л. (преимущественно комедийные) отличались яркой выразительностью, жизненной достоверностью. Роли. Писарь («Бурлака» Карпенко-Карого), Возный («Наталка-Полтавка» Котляревского), Каленик («Майская ночь» Старицкого), Старшина («На ревизию» Кропивницкого), Копыстка («97» Кулиша), Пикалов («Любовь Яровая» Тренева) и др. Лит. Василько В. С., Ф. В. Левицький, Київ, 1958..

Значения в других словарях
Левиты

(древнеевр.) служители религиозного культа у древних евреев. Происхождение Л. Не вполне выяснено. По преданию, Л. — потомки «колена» Леви (одного из племён иудейско-израильского племенного союза, 2—1-е тыс. До н. Э.). В 1-й половине 1-го тыс. До н. Э. Л. Были жрецами древнееврейских периферийных святилищ, а в культе центрального храма Яхве в Иерусалиме играли второстепенную роль. Во 2-й половине 1-го тыс. До н. Э. Образовали замкнутую корпорацию, имели в собственности земли, получали десятину. В..

Левиха

посёлок городского типа в Свердловской области РСФСР. Расположен в 12 км к З. От ж.-д. Станции Быньговский (на линии Нижний Тагил — Свердловск). Добыча медной руды, поступающей на Кировградский медеплавильный комбинат.. ..

Левицкий Александр Андреевич

Левицкий Александр Андреевич (23.11.1885, Москва, ≈ 4.7.1965, там же), советский кинооператор, основоположник отечественной школы операторского искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). В кино с 1910. В дореволюционные годы снял около 100 фильмов художественных (главным образом экранизаций русской классической литературы), документальных, хроникальных и научно-популярных. Л. Снимал хронику Гражданской войны 1918≈20, ему принадлежат уникальные съёмки В. И. Ленина. Участвовал в создани..

Левицкий Григорий Васильевич

Левицкий Григорий Васильевич (27.10.1852, Харьков, ≈ 1918), русский астроном. Окончил Петербургский университет (1874), работал на Пулковской обсерватории, сначала сверхштатным астрономом, а с 1876 ≈ вычислителем. С 1879 доцент Харьковского университета, способствовал созданию Харьковской обсерватории. С 1894 профессор Юрьевского университета, директор Юрьевской обсерватории (1898≈1908). Написал историю этих двух обсерваторий. Л. Исследовал микроколебания земной коры и пытался найти критерий для..

Левицкий

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822), живописец. Один из ведущих мастеров русской портретной живописи 2-й половины 18-начала 19 вв. В его композиционно эффектных парадных полотнах торжественность сочетается с полнокровностью образов, красочным богатством ("А. Ф. Кокоринов", 1769-1770. Серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773-76). Углублённо-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты Левицкого ("М. А. Дьякова", 1778). В поздний период Левицкий отча..

Левицкий

ЛЕВИЦКИЙ - см. Ядвигин. ..

Левицкий

Дмитрий Григорьевич (1735, село Маячка под Полтавой – 1822, Санкт-Петербург), русский живописец, портретист, иконописец. Учился у своего отца – священника и гравёра Г. К. Левицкого (Носа). Приехав в начале 1750-х гг. В Киев, Левицкий продолжил своё художественное образование, работая подмастерьем у А. П. Антропова, вместе с которым расписал Андреевскую церковь, возведённую по проекту Б. Ф. Растрелли. Обучение у Антропова продолжилось и после окончания работ, когда Левицкий переехал в Санкт-Пете..

Левицкий

Сост. Руковод. Для минного офицерск. Класса (СПб., 1839).{Венгеров}. ..

Левицкий

ЛЕВИТОВ ЛЕВИЦКИЙЭти фамилии, как правило, рождались в стенах духовных семинарий, где присваивались будущим священникам. 'левит' по-древнееврейски и означает 'священник'. Однако было немало и мирян Левицких. Известный украинский писатель Нечуй-Левицкий (Нечуй - псевдоним) писал, что его прадед был Леонтович, но стал Левицкий,так как фамилия эта тогда, то есть в XVIII в., была модной. (Ф) В книге Унбегауна они относятся к еврейским фамилиям, от lewi - левит - священник. (см. Левитин). ..

Левицкий

1.Орест Иванович (13.XII.1848 - 9.V.1922) - укр. Историк, писатель. Акад. АН УССР (с 1919). Закончил Киевский ун-т (1874). С 1874 по 1921 - секретарь "Временной комиссии для разбора древних актов" в Киеве. Будучи последователем А. М. Лазаревского, Л. В оценке ист. Событий придерживался бурж.-либеральных взглядов. Написанные на большом фактич. Материале, работы Л. Сохранили справочное значение.Соч. Очерк внутр. Истории Малороссии во второй пол. XVII в., в. 1, К., 1875. Опыт исследования о летопис..

Левицкий

ЛЕВИЦКИЙ Сергей Александрович (1908-1983) - русский философ, публицист, писатель. После революции вместе с родителями оказался в Эстонии. Окончил Карлов университет в Праге, где учился под руководством Н.О. Лосского. С 1941 - доктор философии (диссертация. "Свобода как условие возможности объективного познания"). Во время войны вступил в ряды Национально-трудового союза, одним из идеологов которого и стал ("солидаризм"). После войны, покинув Прагу, оказался в числе перемещенных лиц в Германии, г..

Дополнительный поиск Левицкий Левицкий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Левицкий" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Левицкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа