Лист Ференц

96

Лист (Liszt) Ференц (Франц) (22.10.1811, Доборьян, близ г. Шопрон, Венгрия, — 31.7.1886, Байрёйт, Германия), венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у К. Черни (фортепьяно) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была поставлена опера Л. «Дон Санчо, или Замок любви» (жанр, в котором Л. Ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения — 12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др. Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г.

Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Л., которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. Д'Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Л. Ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др. Л. Приветствовал Июльскую революцию 1830. Под впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) — пьесу для фортепьяно «Лион». В 1838—47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно.

Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Л. Особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно — «Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838), «Бравурных этюдов» по каприсам Паганини (1838), многих песен Ф. Шуберта (1838—46). Фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Верди и др.Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. Встречался с М.

И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским. Он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки.В конце 1830-х гг. Л. Создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно. «Альбом путешественника» (3 тетр., 1835—36), 12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая переработка — «Этюды трансцендентного исполнения», 1851), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция 1839). «Пляску смерти» (с оркестром, 1838—59) и др. Велики достижения Л. И в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, «веймарским периодом» (1848—61), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра.

«Фауст-симфонию» (1854—57), «Симфонию к «Божественной комедии» Данте» (1855—56), 12 симфонических поэм (13-я — «От колыбели до могилы» — написана позднее, в 1881—82), в том числе «Тассо. Жалоба и триумф» (по Гёте, 1849—54), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину, 1848—54), «Мазепа» (по Гюго, 1851), «Идеалы» (по Шиллеру, 1857). «Два эпизода из ''Фауста'' Ленау» («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс», около 1860) и др., а также ряд хоровых произведений. Л. Создал новый музыкальный жанр — программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Л. Было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени. Его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы.

Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Л. Стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения — соната си-минор (1853), цикл пьес «Годы странствий» (1-й год — 1836—54, 2-й год — 1838—60, 3-й год — 1867—77), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, «Поэтические и религиозные гармонии» (1845—52). В 1840—60-е гг. Л. Создал 2 концерта (около 1849—56, 1839—61) и «Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепьяно с оркестром, а также др. Сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Л.

С родиной. Л. Использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров — «Венгерских рапсодиях» для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846—51. 4 последние в 1882—85), «Погребальном шествии» (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах «Венгрия» (1854) и «Плач о героях» (1854), «Венгерских исторических картинах» и пьесах «Ракоци-марш», «Памяти Петёфи», «Погребенье Мошоньи» (для фортепьяно) и др. В Веймаре, где вокруг Л. Объединились видные музыканты (Х. Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. Н. Веймарскую школу, Л. Реализовал свои демократические идеи и как дирижёр — пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. Ч. Опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и др.

Книга о Шопене). С демократических позиций Л. Разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов. В 1861в результате интриг Л. Покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Л. В 1865 принял сан аббата. В 1860—80 он создал ряд церковных сочинений — органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», знаменитые «Три забытых вальса», транскрипции сцены «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, а также полонеза из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и др.

Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского. Участвовал в учреждении в 1875 Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом. Способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры др. Стран. В Веймаре Л. Посещали и пользовались его советами пианисты А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, Э. Д'Альбер, А. Рейзенауэр и др. Композиторы А. П. Бородин, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис, А. К. Глазунов и др. Особенно тесные связи были у Л. С русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Л.

Имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь — венгерской.Лит. Трифонов П. А., Ф. Лист, СПБ, 1887. Зилоти А. И., Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911. Киселев В. А., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929. Мильштейн Я. И., Ф. Лист, [т.] 1—2, 2 изд., М., 1971 (библ.). Сабольчи Б., Последние годы Ф. Листа, пер. С венг., Будапешт, 1959. Ramann L., Franz Liszt als Künstler und Mensch, Bd 1—2 (Abt. 1—2), Lpz., 1880—94. Raabe P., Franz Liszt, Bd 1—2, Stuttg. — B., 1931. Searle H., The music of Liszt, L., 1954. 3 ed., N. Y., 1966. Rehberg P., Franz Liszt. Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961.Я. И. Мильштейн..

Значения в других словарях
Лист Вильгельм

Лист (List) Вильгельм (р. 14.5.1880, Оберкирхберг, Вюртемберг), генерал-фельдмаршал фашистской Германии (1940). В армии с 1898. Окончил Военную академию (1912). Участник 1-й мировой войны 1914—18, затем служил в рейхсвере. В 1938 командовал армейской группой при оккупации Судетской области. Во время нападения на Польшу в 1939 — командующий 14-й армией, во время разгрома Франции в 1940 и агрессии против Югославии и Греции в 1941 — командующий 12-й армией. Затем командовал оккупационными войсками ..

Лист Декартов

плоская кривая 3-го порядка. См. Линия.. ..

Лист Франц фон

Лист (Liszt) Франц фон (2.3.1851, Вена, — 21.6.1919, Зехейм, Австрия), австрийский юрист, специалист в области международного права и уголовного права. Профессор уголовного права в Гисенском (с 1879),. Марбургском (с 1882), Галле-Виттенбергском (с 1889) и Берлинском университетах. Один из основателей международного союза криминалистов и журнала «Zeitschrift für die gesarnte Strafrechtswissenschaft». Представитель социологической школы уголовного права. ..

Лист Фридрих

Лист (List) Фридрих (6.8.1789, Рёйтлинген, — 30.11.1846, Куфштейн), немецкий экономист, представитель вульгарной политической экономии, выразитель интересов германской промышленной буржуазии. С 1817 профессор государственной практики в Тюбингенском университете. Один из организаторов «Всеобщей ассоциации германских промышленников и купцов». Основная работа Л. — «Национальная система политической экономии» (1841), в которой политическая экономия как наука была подменена «национальной экономией» —..

Лист Ференц

ЛИСТ, ФЕРЕНЦ (ФРАНЦ) (Liszt, Ferenc или Franz)ФЕРЕНЦ ЛИСТ выступает перед членами австрийской императорской семьи в Вене.(1811-1886), выдающийся венгерский пианист и композитор.Жизнь. Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке. Он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В в..

Лист Ференц

Лист Ференц(Liszt)Лист Ференц (Liszt, Ferenz) (1811 - 1886) Венгерский композитор, пианист, дирижер. Ученик К. Черни (фортепьяно), А. Сальери, А. Рейхи (композиция). 1823 - 1835 - жил в Париже. 1835 - 1839 жил в Швейцарии и Италии. Создатель нового направления в пианизме. Возглавлял веймарскую школу. 1875 - стал одним из основателей и первым президентом Академии музыки в Будапеште.Афоризмы, цитаты• Без фантазии нет искусства, как нет и науки.(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудро..

Лист Ференц

( 22 X 1811, дер. Доборьян, Венгрия - 31 VII 1886, Байрейт, Бавария) Не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая.В. СтасовКомпозиторское творчество Ф. Листа неотделимо от всех других форм разнообразной и интенсивнейшей деятельности этого подлинного энтузиаста в искусстве. Пианист и дирижер, музыкальный критик и неутомимый общественный деятель, он был "жаден и чуток ко всему новому, свежему, жизненному. Враг всего условного, ходячего, рутинного" (А. Бородин).Ф. Лист родился в с..

Дополнительный поиск Лист Ференц Лист Ференц

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лист Ференц" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лист Ференц, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 11 символа