Любомудры

112

(«Любому́дры») участники литературно-философского кружка «Общество любомудрия», существовавшего в Москве в 1823—25. В него входили В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев (См. Кошелёв), В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов и другие. Кружок носил преимущественно философский характер. «Л.» изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, немецких натурфилософов Л. Окена, И. Гёрреса и особенно Ф. В. Шеллинга. В частности, на основе шеллингианского принципа «тождества» предпринимались попытки создания цельной философской системы, приводящей «все случаи или все частные познания человека к одному началу» (Веневитинов). В области эстетики «Л.» выступали против эмпиризма и «критики вкусов», доказывая необходимость «единства теории изящного» (Одоевский, Веневитинов, Шевырёв).

Практической реализации этих идей должен был служить философско-литературный журнал, программа которого изложена в статье Веневитинова «Несколько мыслей в план журнала» («О состоянии просвещения в России»), прочитанной на заседании кружка. Философское умонастроение сочеталось у многих «Л.» с либерально-политической ориентацией. Киреевский увлекался Гельвецием, Веневитинов «пел свободу» («Песнь грека», стихи на смерть Байрона и так далее), характерно также участие Одоевского в декабристском альманахе «Мнемозина». Перед восстанием 14 декабря 1825 оппозиционные настроения в кружке усилились и, как свидетельствует Кошелев, сочинения французских «политических писателей» оттеснили «с первого плана» немецкую философию.

Но после подавления восстания, напуганные репрессиями, «Л.» распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены его председателем Одоевским. Впоследствии большинство «Л.» объединилось вокруг журнала «Московский вестник». Кружок «Л.», сыгравший заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства, в известной мере подготовил деятельность Н. И. Надеждина, Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского (См. Белинский). В поэзии «Л.» содействовали развитию философской лирики, с характерными для неё принципами углублённого психологизма, самопознания, установкой на аллегорию, пантеистическую метафоричность и так далее. Лит. Кошелев А. И., Записки, Берлин, 1884. Барсуков Н. П., Жизнь и труды М.

П. Погодина, кн. 1, СПБ, 1888. Пятковский А. П., Князь В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, 3 изд., СПБ, 1901. Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913. Аронсон М., Рейсер С., Литературные кружки и салоны, Л., 1929. Маймин Е. А., философская поэзия Пушкина и любомудров, в книге. Пушкин. Исследования и материалы, т. 6, Л., 1969. Манн Ю., Русская философская эстетика, М., 1969. МüIler E., Russischer Intellekt in europäischer Krise. I. V. KireevskiJ, Köln — Graz, 1966. Ю. В. Манн..

Значения в других словарях
Любомиров Павел Григорьевич

Любомиров Павел Григорьевич [12(24).4.1885, село Ивановка Саратовской губернии, ‒ 7.12.1935, Москва], советский историк. В 1910 окончил Петербургский университет. В 1915‒17 приват-доцент университета. В 1920‒30 профессор и заведующий кафедрой русской истории Саратовского университета. В 1932‒35 работал в научных учреждениях и вузах Москвы (Государственный исторический музей, Московский институт философии, литературы и истории, Историко-архивный институт). Главная область исследований ‒ социально..

Любомль

город (с 1939), центр Любомльского района Волынской области УССР. Железнодорожная станция на линии Ковель — Ягодин. Маслодельный завод. Предприятия местной промышленности. Медицинское училище. Краеведческий музей.. ..

Люботин

город (с 1938) в Харьковском районе Харьковской области УССР, в 25 км к западу от Харькова. Крупный железнодорожный узел (линии на Харьков, Сумы, Полтаву). 37 тысяч жителей (1972). Предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта. Спиртовой, хлебозавод, кирпичный завод. Хлопчатобумажная фабрика. Совхоз «Люботинский» плодово-ягодного направления.. ..

Любохна

посёлок городского типа в Брянской области РСФСР. Расположен на реке Болва (приток Десны). Железнодорожная станция на линии Брянск — Вязьма, в 25 км к северу от Брянска. Чугунолитейный завод (отопительные радиаторы и другое).. ..

Любомудры

"ЛЮБОМУДРЫ" - участники философско-литуратурного кружка в Москве "Общество любомудрия" (1823-25). В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, С. П. Шевырев и др. Изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, Л. Окена и особенно Ф. В. Шеллинга, сыграли заметную роль в разработке диалектики и философии искусства в России. Издавали альманах "Мнемозина" (4 части, 1824-25).. ..

Любомудры

Члены «Общества любомудрия», существовавшего в Москве в 1823 — 25. Собирались кружком. Интересовались прежде всего философией. «Любомудры» отрицали французскую просветительскую космополитическую философию, предпочитая ей философию немецких мыслителей Канта и Гегеля. В «Обществе любомудрия» делались первые попытки национально-православного осмысления действительности, в целом осуждался масонский радикализм декабристов. И по духу и по своему составу «любомудры» были предшественниками славянофилов...

Любомудры

"ЛЮБОМУДРЫ", участники философско-литературного кружка в Москве "Общество любомудрия" (1823 - 25). В.Ф. Одоевский>, Д.В. Веневитинов>, И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, С.П. Шевырев и другие. Изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И.Г. Фихте>, Л. Окена и особенно Ф.В. Шеллинга, сыграли заметную роль в разработке диалектики и философии искусства в России. Издавали альманах "Мнемозина" (4 части, 1824 - 25).. ..

Дополнительный поиск Любомудры Любомудры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Любомудры" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Любомудры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа