Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

93

(«Лю́двиг Фе́йербах и коне́ц класси́ческой неме́цкой филосо́фии») философское произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников — классической немецкой философии, в особенности к учению Г. Гегеля (См. Гегель) и Л. Фейербаха. Содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Штарке «Людвиг Фейербах» (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с «Манифестом Коммунистической партии» и «Анти-Дюрингом» «Л. Ф....» является «. Настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 23, с. 43). В 1-й главе книги, говоря о философской революции в Германии, Ф.

Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классической немецкой философии и всего прежнего философского развития, как один из теоретических источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революционной и консервативной сторонами гегелевской философии, между её диалектическим методом и догматической системой, он показывает, что её историческое значение и революционный характер заключались в разработке диалектики. Во 2-й главе, раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет Основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике Агностицизм, указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства.

Критикуя недостатки метафизического материализма, он характеризует ограниченность французского материализма 18 века. Механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории. В 3-й главе подвергается критике идеалистическое понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике. 4-я глава содержит очерк основных положений диалектического материализма и в особенности материалистического понимания истории. Возникновение диалектического материализма явилось революционным переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории.

Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия. Открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт философский анализ государства, права, философии, религии.

Указывает на изменение предмета философии в ходе её развития. «Л. Ф....» был первоначально напечатан в теоретическом журнале германской социал-демократии «Die Neue Zeit» (Штутгарт, 1886, № 4—5), а затем издан отдельной брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февраля 1888) и с приложением «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1889 в петербургском журнале «Северный вестник» (№ 3—4) под названием «Кризис философии классического идеализма в Германии» был напечатан русский перевод Г. Ф. Львовича с многочисленными отступлениями от текста оригинала. В 1892 в Женеве группа «Освобождение труда» издала полный русский перевод Г. В. Плеханова, 2-е издание с его предисловием вышло там же в 1905. В 1894 в парижском журнале «L’Ere nouvelle» (№ 4—5) был напечатан французский перевод Л.

Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом. В 1892 в Болгарии вышел болгарский перевод (с русского), в 1899 во Львове украинский перевод, в 1902 в Риме итальянский перевод, в 1903 в Чикаго английский перевод. «Л. Ф....» — одно из наиболее распространённых произведений марксизма, издавался почти во всех европейских и во многих других странах на десятках языков. В СССР «Л. Ф....» был издан отдельной книгой 121 раз на 33 языках (народов СССР и иностранных) общим тиражом 4806 тысяч экземпляров (данные на 1 января 1971). Лит. Энгельс Ф., [Письмо] И. Блоху, 21—22 сентября 1890, Маркс К. И Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 37, с. 396. Его же, [Письмо] В. Я. Шмуйлову, 7 февраля 1893, там же, т. 39, с. 22. Его же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 января 1894, там же, с.

176. Плеханов Г. В., Письмо Ф. Энгельсу, 25 марта 1893, в книге. К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967, с. 648—649. Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 43 (см. Также Справочный том, ч. 2, с. 351). Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1952. Баллер Э. А., Произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1960. Билецкий Е. Е., У истоков марксистской философии, М., 1965. Покровская В. И. И Свинцов В. И., О работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1965. Г. А. Багатурия..

Значения в других словарях
Людвиг Карл Фридрих Вильгельм

Людвиг (Ludwig) Карл Фридрих Вильгельм (29.12.1816, Витценхаузен, ‒ 24.4.1895, Лейпциг), немецкий физиолог. Окончил Марбургский университет (1839), профессор этого университета (с 1846). Профессор университета в Цюрихе (с 1849), Военно-медицинской академии в Вене (с 1855). С 1865 возглавлял институт физиологии в Лейпциге. Л. Предложил физическую теорию мочеотделения (1846), открыл секреторные нервы слюнных желез (1851), исследовал деятельность сердечно-сосудистой системы, изучал газообмен. Совме..

Людвиг Отто

Людвиг (Ludwig) Отто (12.2.1813, Эйсфельд, ≈ 25.2.1865, Дрезден), немецкий писатель. В драме «Наследственный лесничий» (1850, издана 1853) реалистичное изображение характеров и социальной среды сочетается с элементами «трагедии рока». Попытки Л. Создать исторически монументальную драматургию были мало успешны (трагедия «Маккавеи», 1854). Реалистические тенденции отчётливее проявились в повести «Между небом и землёй» (1856) и рассказах Л., рисующих жизнь мещан и ремесленников Тюрингии. Определённ..

Людвигс-канал

(Ludwigskanal) судоходный канал на юге ФРГ, в земле Бавария. Соединяет реку Майн с рекой Альтмюль (приток Дуная), входит в состав водного пути, связывающего бассейны рек Рейна и Дуная. Построен в 1836—45. Длина 172 км. Многочисленные шлюзы. Пропускная способность канала невелика. На Л.-к. Расположены города Нюрнберг, Фюрт, Эрланген, Бамберг.. ..

Людвигсхафен

(Ludwigshafen) город и порт в ФРГ, на левом берегу Рейна, в земле Рейнланд-Пфальц. 176,3 тысячи жителей (1971). Вместе с городом Мангейм (с которым соединён мостом) Л. Образует промышленную агломерацию. Л. — важный транспортный узел. Грузооборот порта 12,7 млн. Т (1970). Л. — один из главных центров химической промышленности страны. Крупнейшие в стране химический комбинат «Бадише анилин-унд сода-фабрик АГ» и нефтехимический комбинат (является поставщиком полупродуктов для значительной части пред..

Дополнительный поиск Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 55 символа