Макаров
IМака́ров Александр Николаевич [19.2(3.3).1912, Москва, — 2.12.1967, там же], советский литературный критик. Член КПСС с 1942. Окончил Литературный институт имени М. Горького (1938). М. — исследователь творчества А. Твардовского, И. Бабеля, И. Катаева, Я. Смелякова, А. Упита и других советских писателей. Сборники статей «Воспитание чувств» (1957), «Разговор по поводу...» (1959), «Серьёзная жизнь» (1962), «Идущим вослед» (опубликован 1969), критико-биографические очерки «Демьян Бедный» (1964), «Эдуардас Межелайтис» (1966). Литературно-критическая деятельность М. Посвящена актуальным проблемам развития советской литературы, борьбе за её партийность и народность. Награжден 2 орденами, а также медалями. Соч. Человеку о человеке.
Избранные статьи, М., 1971. Лит. Кни., Мастерство критики, «Знамя», 1958, №8. Шкловский В., Разговор по поводу..., «Октябрь», 1960, № 7. А. Н. Макаров. [Некролог], «Литературная газета», 1967, 5 дек.пович Е В. А. Калашников.IIМака́ров Алексей Васильевич [1674 (или 1675) — 1750], личный секретарь («кабинет-секретарь») Петра I. Выходец из посадской среды. М. Вёл всю переписку царя (в том числе и секретную), имел влияние на Петра I, особенно в вопросах внутренней политики. В 1725 поддержал воцарение Екатерины I. При Петре II в связи с ликвидацией кабинета (личной канцелярии царя) стал президентом камер-коллегии.IIIМака́ров Игорь Михайлович (р. 22.10.1927, Саратов), советский учёный в области автоматического управления, член-корреспондент АН СССР (1974).
Член КПСС с 1953. По окончании Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе (1950) работал в Институте проблем управления. С 1961 преподаёт в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (профессор с 1972). В 1962—75 работал в аппарате ЦК КПСС, с 1975 заместитель министра высшего и среднего специального образования СССР. Основные труды по теории систем автоматического управления, принципам построения и расчёта технических средств автоматизации, теории проектирования, анализа, оценки качества и выбору структур сложных технических систем. Награжден 2 орденами, а также медалями. IVМака́ров Олег Григорьевич (родился 6.1.1933, поселок Удомля Калининской области), лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (2.10.1973).
Член КПСС с 1961. После окончания в 1957 Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана работал в конструкторском бюро. С 1966 в отряде космонавтов. 27—29 сентября 1973 совместно с В. Г. Лазаревым совершил полёт на космическом корабле «Союз-12» в качестве бортинженера. Корабль сделал 32 оборота вокруг Земли за 47 к 16 мин. В полёте М. Выполнил программу научно-технических исследований и испытаний систем корабля и скафандров. Награжден орденом Ленина и медалями. О. Г. Макаров.VМака́ров Степан Осипович [27.12.1848(8.1.1849), Николаев, — 31.3(13.4).1904, близ Порт-Артура], русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат.
В 1865 окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведён в мичманы. Служил на кораблях эскадры Тихого океана, с 1871 — на Балтийском флоте. Во время службы на броненосной лодке «Русалка» исследовал проблемы непотопляемости кораблей. В 1876 после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход «Великий князь Константин» для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. Во время русско-турецкой войны 1877—78 осуществил эту идею и провёл ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду (Уайтхеда). В 1881, командуя пароходом-стационаром «Тамань», провёл гидрологические работы в проливе Босфор и написал труд «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей» (1885), удостоенный премии Российской АН.
В 1882—86 служил на Балтийском флоте. В 1886—89, командуя корветом «Витязь», совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы, особенно подробно — в северной части Тихого океана. Эти работы были М. Обобщены в труде «„Витязь” и Тихий океан» (т. 1—2, 1894). В 1890 назначен младшим флагманом Балтийского флота, а в 1891 главным инспектором морской артиллерии. В 90-х годах изобрёл бронебойные наконечники (так называемые «наконечники Макарова») к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца 1894 — командующий эскадрой Средиземного м. В 1894—96 совершил второе кругосветное путешествие. В конце 1894 из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 перешёл с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 перешёл через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию.
В 1896 командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола «Ермак». В 1897 опубликовал капитальный труд («Рассуждения по вопросам морской тактики», 2 изд., 1943), в котором изложил основы тактики парового броненосного флота, обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны. В марте 1899 на «Ермаке» М. Перешёл из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне — августе того же года совершил на «Ермаке» два пробных арктических рейса, проник к северу от Шпицбергена до 81°21' с.
Ш. В 1901 плавал в Баренцевом море в тяжёлых ледовых условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли. С 1899 главный командир Кронштадтского порта. В труде «Без парусов» (1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. После начала русско-японской войны 1904—05 назначен 1(14) февраля командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. В 1913 в Кронштадте М. Сооружен памятник (работы Л. В. Шервуда). Соч. О непотопляемости судов, «Морской сборник», 1875, № 6. Разбор элементов, составляющих боевую силу судов, СПБ, 1894.
Об исследовании Северного Ледовитого океана, СПБ, 1897. «Ермак» во льдах, ч. 1—2, СПБ, 1901. Броненосцы или безбронные суда?, СПБ, 1905. Океанографические работы, М., 1950. Лит. С. О. Макаров. Документы, т. 1—2, М., 1953. Врангель Ф. Ф., Вице-адмирал С. О. Макаров. Биографические очерки, ч. 1—2, СПБ, 1911—13. Крылов А. Н., Вице-адмирал Макаров, М., 1944. Еремеев Л. М., Адмирал Макаров, М. — Л., 1939. Л. М. Еремеев. С. О. Макаров.VIМака́ров (до 1946 — Сиритору) город, центр Макаровского района Сахалинской области РСФСР. Расположен на восточном побережье острова Сахалин, на берегу Охотского моря. Железнодорожная станция на линии Корсаков — Тымовское. Целлюлозно-бумажный комбинат, леспромхоз. Добыча угля. Город назван в честь С. О. Макарова.VIIМака́ров посёлок городского типа, центр Макаровского района Киевской области УССР, в 20 км от железнодорожной станции Бородянка (на линии Киев — Коростень).
Заводы. Льнообрабатывающий, молокозавод, кирпичный, пищекомбинат. Медицинское училище. Музей революционной, боевой и трудовой славы..
Дополнительный поиск Макаров
На нашем сайте Вы найдете значение "Макаров" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макаров, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа