Малер
(Mahler) Густав (7.7.1860, Калишт, Чехия, — 18.5.1911, Вена), австрийский композитор и дирижёр. Детство провёл в Йиглаве, в 1875—78 учился в Венской консерватории. С 1880 работал дирижёром в небольших театрах Австро-Венгрии, в 1885—86 в Немецком театре в Праге, в 1886—88 в Лейпциге, в 1888—91 директор и дирижёр Королевской оперы в Будапеште, в 1891—97 первый дирижёр Гамбургской оперы. В 1897—1907 директор, дирижёр и режиссёр Венской придворной оперы, которая под его руководством достигла расцвета. Деятельность М.-дирижёра составила эпоху в истории музыкального театра. Он был выдающимся интерпретатором опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Л. Бетховена («Фиделио»), первым поставил в Вене оперы П. И. Чайковского, Б. Сметаны.
Выступал как симфонический дирижёр, гастролировал в Голландии, России (1897, 1902, 1907). В 1907 под давлением аристократической оппозиции ушёл из театра. Жил в Америке, возвращаясь в Вену только летом. В 1908—1909 дирижёр «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в 1909—11 руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. М. — выдающийся симфонист, автор ряда монументальных произведений. В них отчётливо выступает стремление М. Создать «симфоническую концепцию», выражающую философские вопросы. Однако для творчества М. Характерно противоречие между программными замыслами, несущими во многом печать его идеалистических воззрений, и их музыкальным воплощением. Гуманистическая направленность, стремление к широким идейным обобщениям сочетаются в произведениях М.
С опорой на жанры народной и бытовой музыки (песня, лендлер, марш). В ранние симфонии (1888, 1894, 1896, 1901), тематически связанные с его вокальными циклами «Песни странствующего подмастерья» (1884) и «Волшебный рог мальчика» (1895), введён (кроме 1-й) человеческий голос (во 2-й и 3-й — хор). Симфонии среднего периода (5—7-я) чисто инструментальные, интонационно связаны с песнями на слова Ф. Рюккерта («Песни об умерших детях», 1904, и др.). В этих симфониях М. Пытался выразить героическое мироощущение, отсюда — возрастание драматической экспрессии (особенно в 6-й «Трагической симфонии», 1904). В 8-й симфонии (1906) композитор вновь обратился к философско-этической проблематике и к использованию поэтических текстов (из католического гимна «Veni creator spiritus» и 2-й части «Фауста» Гёте).
М. Прибегнул в ней к грандиозному исполнительскому аппарату («симфония тысячи участников» — солисты, 3 хора, большой оркестр). В сочинениях позднего периода (симфония-кантата «Песня о земле» на тексты китайских поэтов — 1908, 9-я симфония — 1909, незаконченная 10-я) М. Приходит к кризису оптимистического мироощущения. В позднем творчестве М. Зародились многие особенности музыкального языка (линеарная полифония, расширение границ тональности, тенденция к камерной трактовке оркестра), воспринятые в дальнейшем композиторами разных направлений. М. Оказал заметное влияние на развитие драматического симфонизма большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер и другие). Вместе с тем некоторые стороны музыкального языка М. Подготовили стилистический перелом, осуществленный композиторами экспрессионистской школы (А.
Шёнберг, А. Берг, А. Веберн). Лит. Соллертинский И. И., Г. Малер, Л., 1932. Густав Малер. Письма. Воспоминания, [перевод с немецкого], 2 изд., М., 1968. Bekker P., G. Mahlers Sinfonien, B., 1921. Adorno Th. W., G. Mahler, [Fr./M. I, 1960. Blaukopf К., G. Mahler oder Der Zeitgenosse der Zukunft, W. — Münch. — Z., 1969. И. А. Барсова..
Дополнительный поиск Малер
На нашем сайте Вы найдете значение "Малер" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Малер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 5 символа