Мантенья
(Mantegna) Андреа (1431, Изола-ди-Картуро, Венето, — 13.9.1506, Мантуя), итальянский живописец и гравёр Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы (См. Падуанская школа). Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе [1441(?) — 1448]. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Огромное значение для формирования искусства М. Имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора, увлечение археологией и эпиграфикой. М. Вносил в религиозные композиции героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449—55. В 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность М.
К жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. В этом и последующих произведениях М. (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457—59, хранится там же, отдельные части — в Лувре, Париж, и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. В пейзажных фонах, где доминируют кристаллические скалистые образования, М. И в окружающей среде выявляет героическое начало. С 1460 М. Живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо (1474) М. Осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом.
Иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с «Триумфом Цезаря» (1485—88, 1490—92, Хэмптон-корт, Лондон). К поздним произведениям М. Принадлежат. Аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д’Эсте («Парнас», 1497, Лувр, Париж, и другие), цикл монохромных картин («Самсон и Далила», 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон, и другие). Графические работы М. (7 гравюр на меди. «Битва морских божеств» и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов. Чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки. Лит. 3намеровская Т.
П., Андреа Мантенья, Л., 1961. Лазарев В. Н., Мантенья, в его книге. Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 201—270. Kristeller P., A. Mantegna, B. — Lpz., 1902. Fiocco G., Mantegna, Mil., 1937. Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955. Paccagnini G., Andrea Mantegna, Mil., 1961. А. Мантенья. «Битва морских божеств». Резцовая гравюра на меди. Ок. 1470. А. Мантенья. «Триумф Цезаря». Картон. 1485 — 88. Хэмптон-корт. Лондон. Андреа Мантенья. «Шествие святого Иакова на казнь». Фреска в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе. 1449—55. (Не сохранилась). Андреа Мантенья. Мантенья. «Мёртвый Христос». Ок. 1500. Пинакотека Брера. Милан. Мантенья. «Юдифь». Тушь, перо, кисть.1491. Галерея Уффици. Флоренция..
Дополнительный поиск Мантенья
На нашем сайте Вы найдете значение "Мантенья" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мантенья, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 8 символа