Мартос
Иван Петрович [1754, Ичня, ныне Черниговской области УССР, — 5(17).4.1835, Петербург], русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764—73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773—79), где изучал и копировал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убеждённым сторонником Классицизма. Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной, 1782. Оба — мрамор, Третьяковская галерея), уже в начале 1780-х годов выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражданский пафос, идеальную возвышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия.
С. С. Волконской, Третьяковская галерея. М. П. Собакиной. Оба — мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем М. Уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия. Н. И. Панина, 1788, Е. С. Куракиной, 1792. Оба — мрамор, Музей городской скульптуры, Ленинград). Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включенным в неё барельефным медальоном-портретом умершего, М. Всё более разнообразит расположение фигур скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора. Воссоздание интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с начала 1790-х годов сменяется подчёркиванием обществ, значимости монумента, образный строй которого усложняется и порою даже драматизируется.
Произведения М. Зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта. Их эмоциональное воздействие с начала 1800-х годов определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия. Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград. Павла I, мрамор, гранит, 1807, «Мавзолей», Павловск). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804—18), который был сооружен по общественной инициативе. В нём М. С убедительной силой передал патриотический подъём русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812.
Скульптурная группа обладает большой композиционной и эмоциональной цельностью, не нарушаемой драматическим развитием действия. Первоначально поставленный напротив Кремлёвской стены, памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространственную связь с ансамблем Красной площади (См. Красная площадь), призывая Пожарского следовать велению долга, передавая ему меч, Минин широким жестом руки указывал на Кремль. Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823—28), несущего в себе многие черты позднего творчества М., в котором становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же время к мелочности в деталях (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828—31).
М. Известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя «Актеон» для фонтанов Петергофа, золочёная бронза, 1801. Рельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» на аттике Казанского собора в Ленинграде, известняк, 1804—07). Преподавал в петербургской АХ (1779—1835. С 1814 ректор). Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов 1-й трети 19 века. Лит. Коваленская Н., Мартос, М. — Л.,1938. Алпатов М. В., Мартос, в книге. Русское искусство 18 века, М., 1958. Т. И. Алабина. И. П. Мартос. Надгробие М. П. Собакиной. Мрамор. 1782. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва. «Нижегородские граждане». Барельеф на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Бронза. 1804—18. Надгробие А. П. Кожуховой.
Латунь, чеканка. Конец 1820-х гг. Донской монастырь (филиал научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева). Москва. Надгробие Е. И. Гагариной. Бронза. 1803. Александро-Невская лавра (Музей городской скульптуры). Ленинград. И. П. Мартос..
Дополнительный поиск Мартос
На нашем сайте Вы найдете значение "Мартос" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мартос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа