Массовое общество

83

(«Ма́ссовое о́бщество») понятие, употребляемое немарксистскими социологами и философами для обозначения ряда специфических черт современного общества. В области социально-экономической «М. О.» связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация) и «массовой культуры» (См. Массовая культура). Истоки теорий «М. О.» — в консервативно-аристократической критике буржуазно-демократических преобразований в Европе и Америке в 18—19 веках. Э. Бёрк (Великобритания), Ж. Де Местр, Л. Г. А. Бональд (Франция) выступили против разрушения средневековых общественных групп и корпораций, что, по их мнению, превращает общество в массу изолированных индивидов.

Ясно сознавая неизбежность «нового порядка», А. Токвиль (Франция) использовал идею «М. О.» для характеристики развивающегося буржуазного общества с точки зрения соотношения в нём свободы и равенства. Токвиль показал, что централизация и бюрократизация, осуществляемые во имя равенства в борьбе с феодальной аристократией, приводят к установлению контроля буржуазного государства над всеми сферами обществ, жизни и удушению свободы. С конца 19 века идеи «М. О.» получают развитие в элитарной критике так называемого «омассовления», «деспотизма масс» [Ф. Ницше, О. Шпенглер (Германия), Х. Ортега-и-Гасет (Испания), Н. А. Бердяев]. Возникновение фашизма в Европе в 20—30-х годах 20 века обусловило резкое изменение содержания теорий «М.

О.». Аристократическая защита ценностей элиты от «сверхдемократии» сменяется защитой буржуазно-демократических прав от неограниченного господства «властвующей элиты» (К. Манхейм, Э. Ледерер, Х. Арендт — Германия). В этих концепциях, не раскрывающих подлинные социально-экономические причины и классовую сущность фашизма, игнорируется противоположность между фашистской диктатурой и социализмом, критика фашизма тесно переплетается с антикоммунизмом. После 2-й мировой войны 1939—45 критика авторитарных тенденций государственно-монополистического капитализма с позиций буржуазного и мелкобуржуазного либерализма и романтизма становится основным направлением в концепциях «М. О.». Р. Миллс, Э. Фромм, Д. Рисмен (США) подвергают критике различные стороны буржуазного общества.

Экономическое, политическое и социальное отчуждение, централизацию власти и упадок промежуточных автономных ассоциаций и организаций, конформизм «массового» человека, распространение стандартизированной культуры. Эта социальная критика нередко превращается в обвинительный акт против современного государственно-монополистического капитализма. Однако она абсолютизирует отчуждение и отрицает существование социальных сил, способных разрушить зловещий мир «М. О.». Против этих концепций выступили многие буржуазные социологи (Т. Парсонс, А. Этциони, Д. Белл, Р. Виленский — США), подчёркивая их односторонность, абстрактность и показывая, что критики «М. О.» недооценивают значение как первичных групп и организаций, промежуточных между индивидом и государством, так и ценностных ориентаций индивидов, через призму которых преломляется восприятие средств массовой коммуникации.

Параллельно с этой критикой в современной буржуазной социологии были предприняты попытки «позитивной трактовки» «М. О.» (Д. Мартиндейл, Д. Белл, Э. Шилс — США). Испытав большое влияние со стороны доктрин «народного капитализма», «государства всеобщего благоденствия» и особенно теории «единого среднего класса», данный вариант теории «М. О.» разрывает с интеллектуальной традицией, в русле которой выросли критические концепции«М. О.». Анализируя материальные основы «М. О.», его социальные и культурные институты, представители этого направления утверждают, что под влиянием массового производства и массового потребления происходит процесс становления экономической, социальной и политической однородности, стирание классовых различий.

Таким образом, в этой концепции социальный критицизм сменяется прямой апологетикой буржуазного общества. Марксистский анализ теорий «М. О.», раскрывая их теоретическую несостоятельность, лежащие в их основе идеологические иллюзии и фикции, в то же время отмечает постановку в них ряда важных проблем (о судьбах социальной свободы, личности и культуры в современном буржуазном мире, значении средств массовой коммуникации, роли «первичных» и «промежуточных» групп и др.) и критику буржуазной цивилизации. Лит. Миллс P., Властвующая элита, перевод с английского, М., 1959. Стрельцов Н. Н., Теоретические истоки и эволюция концепций «массового общества», «Вопросы философии», 1970, № 12. Ашин Г. К., Доктрина «массового общества», М., 1971.

Kornhauser W., The politics of mass society, 4 ed., N. Y., 1965. Mass society in crisis, ed. By B. Rosenberg (a. O.), 2 ed., N. Y., 1966. Н. Н. Стрельцов..

Значения в других словарях
Массового обслуживания теория

математическая дисциплина, изучающая системы, предназначенные для обслуживания массового потока требований случайного характера (случайными могут быть как моменты появления требований, так и затраты времени на их обслуживание). Типичным примером объектов М. О. Т. Могут служить автоматические телефонные станции, на которые случайным образом поступают «требования» — вызовы абонентов, а «обслуживание» состоит в соединении абонентов с другими абонентами, поддержании связи во время разговора и т. Д...

Массовое действо

(«Ма́ссовое де́йство») театрализованное зрелище, в котором участвуют большие массы народа (исполнители и зрители). «М. Д.» проводятся обычно под открытым небом — на площадях, улицах, в парках, на стадионах. Яркие образцы народных зрелищ создала Древняя Греция (празднества, состязания, игры — олимпийские, пифийские и другие). Истоки «М. Д.» восходят к средневековым мистериям. В Англии в 17 веке устраивался театрализованный майский праздник, основой которого стала игра о легендарном народном герое..

Массовое производство

один из типов организации производства, характеризующийся ограниченной номенклатурой однородной продукции, изготовляемой в больших количествах. М. П. Представляет собой высшую форму специализации производства, позволяющую сосредоточивать на предприятии выпуск одного или нескольких типоразмеров одноимённых изделий или деталей этих изделий. М. П. Характерно для многих отраслей промышленности. Машиностроения (производство инструментов, крепёжных материалов, подшипников), приборостроения (производс..

Массовое число

число нуклонов (протонов и нейтронов) в атомном ядре. Обозначается буквой A и указывается обычно слева вверху рядом с символом элемента, например 32S означает изотоп серы с A = 32. М. Ч. И заряд ядра Z, выраженный в единицах элементарного электрического заряда (См. Элементарный электрический заряд), определяют состав атомного ядра. Z протонов и (A — Z) нейтронов. Масса любого атома, выраженная в атомных единицах массы (См. Атомные единицы массы) и округлённая до ближайшего целого числа, равна е..

Массовое Общество

"МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО", социологическая и философская концепция>, в которой утверждается, что современное общество> характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением массовой культуры.. ..

Дополнительный поиск Массовое общество Массовое общество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Массовое общество" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Массовое общество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа