Материя

141

(лат. Materia — вещество) «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. Включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. В её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.

Марксистско-ленинское понимание М. Органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). Оно исходит из принципа материального единства мира, первичности М. По отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения М. (см. Материализм). В домарксистской философии и естествознании М. Как философская категория часто отождествлялась с определенными конкретными её видами, например с веществом, атомами химических соединений, либо с таким свойством М., как Масса, которая рассматривалась как мера количества М. В действительности же вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, которые обладают ненулевой массой покоя.

В мире существуют и такие виды М., которые не обладают массой покоя. Электромагнитное поле и его кванты — фотоны, гравитационное поле (поле тяготения (См. Тяготение)), Нейтрино. Сведение М. Как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19 — начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления М. С неделимыми атомами, веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что «материя исчезла», «материализм отныне опровергнут» и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания М.

И её основных свойств. В литературе часто встречается термин «антиматерия», которым обозначают различные Античастицы — антипротоны, антинейтроны, позитроны и другие, составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин не точен, в действительности все указанные объекты — особые виды М., античастицы вещества, или Антивещество. В мире может существовать и множество других, неизвестных ещё нам видов М. С необычными специфическими свойствами, но все они — элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания. В рамках домарксистского материализма М. Часто определялась как Субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению.

Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности. Меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. Д. В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность М., но только во вполне определённом смысле. В плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел.

Именно М., а не сознание или воображаемый божеств, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности М. Эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама М. Существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем.

В структуре каждой из этих конкретных форм М. Не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств М. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы М. «„Сущность” вещей или „субстанция”, — писал В. И. Ленин, — тоже относительны. Они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна ...» (там же, с.

277). Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни М.

«Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. Д. Без конца» (там же, т. 29, с. 227). Материальные объекты всегда обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии (См. Взаимодействие) всех элементов материи, благодаря которому они объединяются в системы. Система — это внутренне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Связь между элементами в системе является более прочной, существенной и внутренне необходимой, чем связь каждого из элементов с окружающей средой, с элементами других систем. Человеческое познание структурной организации М.

Относительно и изменчиво, зависит от постоянно расширяющихся возможностей эксперимента, наблюдений и научных теорий. Но оно конкретизирует и дополняет философское понимание М. Как объективной реальности. Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни М. Элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное и другие). Атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, Земля и другие планеты, звёзды, внутригалактические системы (диффузные туманности, звёздные скопления и другие), Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы и структура которой пока ещё не установлены. Современные границы познания структуры М.

Простираются от 10-14 см до 1028 см (примерно 13 млрд. Световых лет). Но и внутри этого диапазона может существовать множество ещё неизвестных видов материи. В 60-х годах были открыты такие объекты, как Квазары, Пульсары и другие. Живая М. И социально-организованная М. Известны пока лишь на Земле. Их возникновение — результат естественного и закономерного саморазвития М., столь же неотделимого от её существования, как движение, структурность и другие свойства. Живая М. — вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации (См. Генетическая информация). Социально-организованная М. — высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных уровней.

Все эти виды М. Также обладают системной организацией. В структуру социальных систем входят также и различные технические материальные системы, созданные людьми для реализации поставленных целей. На каждом этапе познания было бы неправильно отождествлять философское понимание М. Как объективной реальности с конкретными естественнонаучными представлениями о её структуре и формах. Тогда все другие ещё неизвестные, но реально существующие объекты и системы исключались бы из структуры М., что неверно, противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Оно проявляется во всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов и явлений в мире, в возможности взаимных превращений одних форм движущейся М.

В другие, в связи и взаимных превращениях видов движения и энергии, в историческом развитии природы и возникновении более сложных форм М. И движения на основе относительно менее сложных форм. Материальное единство мира проявляется также во взаимной связи всех структурных уровней М., во взаимозависимости явлений микро- и мегамира (см. Космос). Оно находит своё выражение также в наличии у М. Комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств М. Относятся её несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость её структуры. М. Всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие, проявляющиеся в различных формах, превращение одних состояний в другие.

Всеобщими формами бытия М. Являются Пространство и время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно - временными свойствами. Универсальное свойство М. — детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий (см. Причинность). Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению (См. Отражение) друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы — абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления (См.

Мышление), через посредство которого М. Как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению. Универсальные свойства М. Проявляются также во всеобщих законах её существования и развития. Законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой. Лит. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. Первый, Маркс К. И Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20. Его же, Диалектика природы, там же. Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18. Его же, Карл Маркс, там же, т. 26. Архипцев Ф.

Т., Материя как философская категория, М., 1961. Диалектика в науках о неживой природе, М., 1964, раздел 2. Философские проблемы физики элементарных частиц, М., 1963. Мелюхин С. Т., Материя в её единстве, бесконечности и развитии, М., 1966. Его же, Материальное единство мира в свете современной науки, М., 1967. Структура и формы материи, М., 1967. Кедров Б. М., Ленин и революция в естествознании XX века, М., 1969. Исследования по общей теории систем, М., 1969. Ленин и современное естествознание, М., 1969. Готт В. С., Философские вопросы современной физики, М., 1972. С. Т. Мелюхин..

Значения в других словарях
Материнская школа

1) первая ступень в педагогической системе чешского педагога Я. А. Коменского (См. Коменский), предусматривавшая воспитание детей в семье до 6-летнего возраста. 2) дошкольное учреждение во Франции и некоторых других странах для детей от 2 до 6 лет. К М. Ш. Примыкают входящие в начальные школы (См. Начальная школа) ряда стран так называемые классы для малышей, в которые принимаются дети с 4-летнего возраста.. ..

Материнский род

одна из социально-экономических единиц первобытного общества — экзогамный (см. Экзогамия) коллектив кровных родственников по материнской линии, осознающий своё единство, что проявляется в родовых названиях, Тотемизме и обозначениях М. Р. Как «происходящие из одного чрева», «одна кость». М. Р. Зафиксирован у многих племён и народов, стоявших на различных ступенях доклассового общества (часть аборигенов Австралии, меланезийцев, индейцев Америки и др.). См. Статью Род и литературу при ней.. ..

Матерка

женские растения конопли (См. Конопля). Отличаются от мужских растений (поскони, или замашки) более толстым стеблем, густой облиственностью, расположением соцветий, поздним созреванием волокна и меньшим его выходом.. ..

Матерн

(Maternus) вождь антиримского восстания 186—187 в Галлии и Испании. Дезертировав из римской армии, объединил рабов, колонов, солдат, городскую бедноту и создал боеспособное войско, которое римлянам удалось разбить только после отправки в Галлию нескольких легионов. Сам М. С остатками своего войска прошёл через Альпы, проник в Рим, намереваясь убить императора Коммода. Преданный одним из повстанцев, М. Был казнён.. ..

Материя

МАТЕРИЯ (лат. Materia) - вещество. Субстрат, субстанция. Содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греч. Hyle. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неоформленное небытие (meon), чистая потенция (см. Форма и материя). Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей пространстве..

Материя

МАТЕРИЯ (латинское materia), вещество. Субстрат>, субстанция>. Содержание (в отличие от формы). В латинском философском языке термин> введен Цицероном как перевод греческого hyle. Понятие> материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как чистая потенция>. Сформулированное Р. Декартом понятие> материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материа..

Материя

(хим.) — см. Вещество.. ..

Материя

Высшая материя. Жарг. Студ. Философия (учебный предмет). (Запись 2003 г.).. ..

Материя

(лат. Materia). 1) вещество. Все, что имеет вес, занимает пространство, все земное, стихия. 2) в общежитии. Гной. 3) всякая ткань, аршинный товар. 4) сущность сочинения, статьи или речи, б) отвлеченное понятие вещественности.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) ткань. 2) гной. 3) вещество или то, из чего состоит вся окружающая нас природа. 4) предмет разговора ("скучная материя").(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав рус..

Материя

См. Вещество, вещь, материал, содержание.... ..

Материя

Ж. Вещество. Все весомое, все занимающее пространство или все земное (камень, дерево, воздух и пр.). Общее отвлеченное понятие вещественности, телесности, всего, что подлежит чувствам. Противоположность духовному (умственному и нравственному). | Сущность сочинения, статьи или речи. Содержание, предмет и основа. Рассуждают о материях важных. | Ткань, аршинный товар, и собственно шелковая ткань. Купила материи на платье. | Гной от раны, нарыва, язвы. Матерь в народе материя. В значении шелков..

Материя

1. Ж.1) Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания.2) Вещество, из которого состоят все тела природы.3) перен. Разг. Содержание, предмет речи.2. Ж.То же, что. Материал.. ..

Материя

МАТЕ́РИЯ -и. Ж. [лат. Māteria]. ..

Материя

-и, ж. 1. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Формы существования материи. Живая м. Неживая м. 2. Основа (субстрат), из к-рой состоят физические тела. Строение материи. 3. То же, что материал (в 4 знач.) (разг.). Шёлковая м. 4. Перен. Предмет речи, разговора (устар. И ирон.). Говорить о высоких материях.. ..

Материя

Материи, ж. (латин. Materia). 1. Только ед. Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им (филос.)....Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ленин. || То, из чего состоят физические тела, вещество (науч.). Строение материи. Закон постоянства материи. 2. Ткань. Шерстяная материя. Бумажная материя. Обещал мне материи на платье подарить. А. Острвскй. 3. Только ед. Гной, гнойное выделение (мед.). Из ушей течет материя...

Материя

Заимств. В XVII в. Из лат. Яз., где materia «материя, ткань» <. «строительный лес» — суф. Производного от mater «мать». Ствол дерева понимался как «мать» веток. Философское значение в лат. Яз. — семантическая калька греч. Hylē «лес, дерево, материя» (в рус. Яз. Известно с XV в.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Материя

Мате́рия начиная с Петра I. См. Смирнов 190. Через польск. Materia (Христиани 22, 49) или нем. Маtеriе (ХVI в. См. Шульц–Баслер 2, 88) из лат. Māteria.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Материя

Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Различают два основных вида М. Вещество и поле. Способом существования М. Является движение, в многообразии которого проявляется ее сохранение и изменение. Формы существования материи — пространство и время. Неразрывная связь пространственно-временных характеристик событий с материальными объектами проявляется в законах относительности теории, а диалектическое единство дискретных и непрерывных свойств М. -..

Материя

Вещество, субстрат. Содержание. Понятие, первоначально обозначающее отличительный признак не только очевидной пространственной телесности, но и самой жизни, души и духа, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие «мертвого, косного вещества», на этом этапе уже противопоставляемого понятиям жизни, души и духа. В философских воззрениях это оформилось в материализм, является также атрибутом современного естествознания, а в полевых физических теориях — особой точкой поля.. ..

Материя

МАТЕРИЯ, в разговорном языке - наименование ТЕКСТИЛЬНЫХ тканей. В физике и др. Науках - см. ВЕЩЕСТВО. ..

Материя

МАТЕРИЯ. ..

Материя

(лат. Materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. МАТЕРИАЛИЗМ) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла. 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие). 2) некатегориальный, в пределах которого М. Отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и ..

Материя

МАТЕРИЯ (лат. Materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла. 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие), 2) некатегориальный, в пределах которого М. Отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис и развитие к..

Материя

- "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Л., 18, 131). Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Марксистско-ленинское понимание материи исходит из принципа первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемо..

Материя

(лат. Materia — вещество) — философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реаль- ности). Данное понятие включает в себя два основных смысла. 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие). 2) некатегориальный, в пределах которого М. Отождествляется со всем Универсумом. Историко-философский экскурс в генезис ..

Материя

(разг.) - ткань, текстильный материал, полотно.. ..

Дополнительный поиск Материя Материя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Материя" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Материя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа