Мейерхольд

145

Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, — 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 — на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. По окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли М. — Треплев, Тузенбах («Чайка», «Три сестры» Чехова), Иоганнес («Одинокие» Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский («Двенадцатая ночь», «Венецианский купец» Шекспира). В 1902 М. Ушёл из МХТ. До 1905 возглавлял организованное им «Товарищество новой драмы» (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр.

Здесь начала формироваться художественная программа М., связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе М. В Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные М. Спектакли («Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых М. Осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906—07 М. Был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908), М.

Ставил уже иную задачу — возрождение принципов «театра прошлых эпох». Стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях «Дон Жуан» Мольера, «Маскарад» Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы М. В Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где М. Поставил «Незнакомку» и «Балаганчик» Блока. Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл М. В первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей «Театрального Октября», направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности М.

В советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920—1938 театра (см. Мейерхольда имени театр) были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения «трибуны» и «зрелища». Это характерно для спектаклей «Мистерия-Буфф», «Клоп» и «Баня» Маяковского, «Зори» Верхарна, «Мандат» Эрдмана, «Последний решительный» Вишневского, «Вступление» Германа. Работая над произведениями классической драматургии, М. Стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста [«Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя, «Горе уму» («Горе от ума») Грибоедова и др.].

М. Осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре («Орфей и Эвридика» Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценическое прочтение «Пиковой дамы» Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград). В 1922—24 М. Был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлек М. К работе в руководимом им оперном театре. Творческие поиски М. Оказали большое влияние на советский и зарубежный театр. Соч. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1—2, М., 1968. Лит. Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 108—16, 373—407. Маяковский В. В., Полн. Собр. Соч., т. 12, М., 1959. Волков Н., Мейерхольд, т. 1—2, М. — Л., 1929.

Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920—1926), Л., 1927. Алперс Б., Театр социальной маски, М. — Л., 1931. Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960. Встречи с Мейерхольдом. Сб. Воспоминаний, М., 1967. Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [М., 1969]. Б. И. Ростоцкий. Сцена из спектакля «Клоп» В. В. Маяковского. 1929. Режиссёр В. Э. Мейерхольд. Сцена из спектакля «Последний решительный» Вс. Вишневского. 1931. Режиссёр В. Э. Мейерхольд. В. Э. Мейерхольд..

Значения в других словарях
Мейерсон

(Meyerson) Эмиль (12.2.1859, Люблин, Польша, — 4.12.1933, Париж), французский философ-идеалист. С 1882 жил во Франции. Работы М. Посвящены теории познания. С точки зрения М., теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критическим исследованием науки. В основе разума, по М., лежит априорный принцип тождества. Познание означает отождествление различного. Категории, научной теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия ..

Мейерсон Эмиль

Мейерсон (Meyerson) Эмиль (12.2.1859, Люблин, Польша, ‒ 4.12.1933, Париж), французский философ-идеалист. С 1882 жил во Франции. Работы М. Посвящены теории познания. С точки зрения М., теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критическим исследованием науки. В основе разума, по М., лежит априорный принцип тождества. Познание означает отождествление различного. Категории, научной теории, согласно М., возникают в результате взаимо..

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Мейерхольд Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, ‒ 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 ‒ на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. По окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли М. ‒ Треп..

Мейерхольда имени театр

советский драматический театр (Москва). С 1920 работал под названием Театр РСФСР 1-й, в 1922 в качестве Вольной мастерской Мейерхольда при Государственных высших театральных мастерских вошёл в Театр актёра, преобразованный в конце того же года в Театр ГИТИСа. С 1923 называется Театр им. Мейерхольда (с 1926 — Государственный театр им. Мейерхольда). Направление деятельности театра определялось его руководителем — В. Э. Мейерхольдом и отражало сложный путь развития его режиссёрского творчества. Вс..

Мейерхольд

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич (1874-1940), режиссёр, актёр, педагог, народный артист РСФСР (1923). В 1898-1902 в МХТ, затем в провинции. В 1906-07 главный режиссёр Театра В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, развивал символистскую концепцию "условного театра" ("Балаганчик" А. А. Блока, 1906). В 1908-17 в петербургских императорских театрах утверждал принципы "театрального традиционализма" , стремился вернуть театру яркость и праздничность ("Маскарад" М. Ю. Лермонтова в Александрийском театр..

Дополнительный поиск Мейерхольд Мейерхольд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мейерхольд" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мейерхольд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа