Ассириология

103

наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии (См. Вавилония) и Ассирии (См. Ассирия), в широком смысле — весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (Клинописью), в этом смысле А. Охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию. К А. Теперь обычно не относят угаритоведение, а также историко-филологическое изучение Др. Ирана (хотя угаритская и древнеперсидская цивилизации тоже пользовались особыми разновидностями клинообразных письменных знаков, однако, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассирийской клинописью). Базу А. Заложили в середине 19 в. Археологические исследования О. Г. Лейарда (Англия) и П.

Э. Ботта (Франция), обнаруживших на городищах Куюнджик, Нимруд и Хорсабад в Ираке многочисленные ассирийские письменные и художественные памятники 9—7 вв. До н. Э., а также открытие Г. Роулинсоном (Англия) в Иране трёхъязычной (древнеперсидско-эламско-вавилонской) Бехистунской (Бисутунской) наскальной клинописной надписи персидского царя Дария I (около 521 до н. Э.). Нередко основание А. Ошибочно приписывают немецкому филологу Г. Ф. Гротефенду, который в 1802 произвёл частичную расшифровку древнеперсидского текста начальных строк двух трёхъязычных надписей Дария I и его сына Ксеркса (определив правильно 9 знаков). Но работа Гротефенда прошла почти незамеченной, и древнеперсидская клинопись была, в основном, независимо от Гротефенда, успешно дешифрована в 20—30-х гг.

19 в. Усилиями Р. Раска (Дания), Э. Бюрнуфа (Франция), К. Лассена (Германия) и Г. Роулинсона (Англия). Дешифровка же вавилоно-ассирийской клинописи удалась благодаря исследованиям, начатым в 40-х гг. П. Э. Ботта и др. Во Франции и далеко продвинутым Э. Хинксом, а также Г. Роулинсоном и др. В Великобритании. Первое признание новая наука получила в 1857, когда был дешифрован текст ещё неизвестной ассирийской надписи. Прорисовки этой надписи британское королевское Азиатское общество вручило одновременно в запечатанных пакетах французскому учёному Ж. Опперту, английским учёным Г. Роулинсону и У. Г. Фокс-Толботу и ирландскому учёному Э. Хинксу, переводы, сделанные этими учёными независимо друг от друга, совпали во всех главнейших моментах.

Дальнейшие успехи А. В 19 в. (ещё вызывавшие ожесточённые споры) связаны с именами Дж. Смита (Англия), Ф. Ленормана и Ж. Менана (Франция), А. Г. Сейса (Англия), П. Хаупта (США), Т. Пинчеса (Англия) и Э. Шрадера (Германия). Ещё Э. Хинксом было обнаружено, что вавилоно-ассирийской клинописью записывались тексты на двух разных языках, из которых один (собственно вавилоно-ассирийский — в современной терминологии аккадский) принадлежал к семитской семье, а другой (ранее ошибочно называвшийся в науке аккадским — в современной терминологии шумерский) являлся языком неизвестного происхождения. На научную основу изучение аккадского (вавилоно-ассирийского) языка было поставлено немецким учёным Ф. Деличем (грамматика 1889, словарь 1896).

Первые работы по изучению шумерского языка принадлежали П. Хаупту (США) и Ж. Опперту (Франция), однако долгое время само существование такого языка подвергалось сомнению. Ж. Галеви (Франция) и др. Утверждали, что шумерские тексты — лишь особая тайнопись жрецов на том же вавилоно-ассирийском языке. Находка многочисленных подлинных шумерских надписей и хозяйств, документов 3-го тыс. До н. Э. Э. Де Сарзеком (Франция) на городище Телло (древний Лагаш) и блестящее прочтение их в 1884—1905 французскими исследователями А. Амьо и гениальным ассириологом-универсалом Ф. Тюро-Данженом положили основание шумерологии как отдельной отрасли А. Было доказано шумерское происхождение вавилоно-ассирийской клинописи и всей культуры Вавилонии.

Первая строго научная грамматика шумерского языка была опубликована А. Пёбелем (Германия) в 1923. Дальнейшие успехи А. В её узком смысле связаны в особенности с работами немецких учёных Г. Циммерна, Б. Мейснера, А. Унгнада, Б. Ландсбергера, В. Фон Зодена, шумерологии — с именами немецких учёных А. Деймеля (сводный словарь шумерских идеограмм, применяемых в клинописи), А. Фалькенштейна, датского учёного Т. Якобсена, американского учёного С. Н. Крамера и др. В России первые ассириологические публикации принадлежали египтологам В. С. Голенищеву и Б. А. Тураеву (90-е гг. 19 в.). Первым русским ассириологом и шумерологом-профессионалом был М. В. Никольский, образцово издавший шумерские документы, собранные выдающимся палеографом Н. П. Лихачевым (См.

Лихачёв). Преподавание аккадского яз. Было начато в Петербургском университете П. К. Коковцовым. К числу русских и советских ассириологов, шумерологов и хеттологов мирового масштаба принадлежал В. К. Шилейко, занимавшийся особенно проблемами клинописной литературы. Находки в течение 19—1-й пол. 20 вв. Урартских надписей на Армянском нагорье и в Закавказье, эламских надписей и документов на Ю.-З. Ирана, клинописного дипломатического архива фараонов в Амарне в Египте (см. Тель-Эль-Амарнский архив) и многоязычного архива Хеттского царства на городище Богазкёй в Турции (см. Богазкёйский архив) включили в число языков, изучаемых А., урартский [крупнейшие урартологи А. Г. Сейс (Англия), И. Фридрих (Германия), А. Гётце (Германия, США), И.

И. Мещанинов, Г. А. Меликишвили (СССР), Ф. В. Кёниг (Австрия)], хеттский [Б. Грозный (Чехословакия), Э. Форрер (Швейцария), Ф. Зоммер (Германия), Э. Стёртевант (США), А. Гётце (Германия, США), Х. Эелольф, И. Фридрих, А. Камменхубер (Германия) и Др.], хурритский [Э. А. Спайзер (США) и др.], лувийский [Э. Ларош (Франция) и др.], палайский, хаттский и эламский. В 19 в. А. Развивалась главным образом как подсобная отрасль в научно-критическом изучении Библии. В начале 20 в., особенно в Германии, получил распространение панвавилонизм, безмерно преувеличивавший мировое значение вавилонской культуры и объявлявший Вавилонию местом происхождения едва ли не всех культурных достижений человечества (немецкий историк Г. Винклер, литературовед П. Йензен и др.).

Повышенный интерес к А. В кайзеровской Германии был связан с попытками германского империализма проникнуть а Ирак. С 20 в. А. Становится одной из важнейших востоковедных дисциплин, в комплексе изучающей языки, культуру и историю древнего Бл. Востока. Значение А. Обусловливается тем, что её задача — исследование первой в мире (наряду с Египтом) области классовой цивилизации и возникновения цивилизации вообще. Однако ввиду исключительной сложности письменных источников и большого их жанрового разнообразия (хозяйственные и юридические документы, письма, эпос, религиозная лирика, басни, пословицы, царские надписи, хроники, учебные и научные тексты, ритуалы, гадания и многие др.), а также ввиду значительных изменений, которые в течение 4—1-го тыс.

До н. Э. Претерпевали языки Бл. Востока и самые знаки клинописи, до недавнего времени за рубежом развивались преимущественно текстологические, лексикологические и т. П. Аспекты А. При большой дробной специализации внутри этой науки. В СССР А. П. Рифтин, ученик В. К. Шилейко, в 1933 возобновил преподавание А. В Ленинграде и явился основателем самостоятельной школы советских ассириологов-филологов. Позже традиция преподавания клинописи была введена в Тбилиси Г. В. Церетели, учеником П. К. Коковцова. Историю материальной культуры Бл. Востока преподавала в Ленинграде Н. Д. Флиттнер. В начале 1930-х гг., в ходе дискуссий о марксистской периодизации мирового исторического процесса, выдвинулся своими работами В. В. Струве, на ассириологическом и шумерологическом материале приведший аргументы в пользу преобладания рабовладельческого способа производства на Др.

Востоке и положивший начало советскому направлению социально-экономических исследований в А. Полемизируя с В. В. Струве, значительный вклад в социально-экономическую историю Шумера внёс А. И. Тюменев. Ныне советская школа историков занимает ведущее место в мировой А. Советские шумерологи и собственно ассириологи разрабатывают социально-экономические и правовые проблемы (М. А. Дандамаев, И. М. Дьяконов, Г. Х. Саркисян. В. А. Якобсон, Н. Б. Янковская и др.), а также проблемы языков (И. М. Дьяконов, И. Т. Канева, Л. А. Липин), литературы, искусства и фольклора (И. Х. Левин, В. К. Афанасьева). Большое значение имеет работа А. А. Ваймана по дешифровке архаических шумерских текстов конца 4 — начала 3-го тыс. До н. Э. Успешно развивается советская хеттология (лингвисты Т.

В. Гамкрелидзе, И. М. Дунаевская, В. В. Иванов, историки Г. Г. Гиоргадзе, Г. И. Довгяло, Э. А. Менабде и др.) и эламитология (Ю. Б. Юсифов). Ведущее место в мировой науке занимают советские урартологи. Большое значение имела публикация урартских памятников Закавказья ещё до Великой Октябрьской социалистической революции М. В. Никольским. Впервые преподавание урартологии было начато в Баку, а потом в Ленинграде И. И. Мещаниновым, выдающихся достижений достигли советские урартологи как в области археологии (Б. Б. Пиотровский и др.), так и в области истории и филологии (Г. А. Меликишвили и др.). Центрами преподавания ассириологических дисциплин в СССР являются университеты в Ленинграде, Тбилиси и Ереване. Небольшие, но очень интересные клинописные коллекции, собранные Н.

П. Лихачевым и В. С. Голенищевым, имеются в Ленинграде (Эрмитаж) и Москве (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Важны урартологические коллекции Еревана (Музей Армении) и Тбилиси (Музей Грузии). Исследования по А. В широком смысле ведутся в Ленинграде, Тбилиси, Ереване, Москве, Баку, Минске и Вильнюсе. Статьи по А. Помещаются в журнале «Вестник древней истории» (с 1937), в непериодических изданиях «Переднеазиатский сборник» (М., с 1961) и «Кавказско-ближневосточный сборник» (т. 1 вышел под названием «Восточный сборник», Тб., с 1960) и в других различных сборниках и учёных записках. Основными центрами А. За рубежом являются. Чикаго (Восточный институт), Багдад (Багдадский музей), Париж (Лувр), Лондон (Британский музей), Филадельфия (Пенсильванский музей), Рим (Папский библейский институт), Стамбул (Стамбульский музей), а также Прага, Берлин, Гейдельберг, Мюнхен, Лейден, Анкара, ряд университетских городов США и др.

За последние годы в А. Всё более видное место начинают занимать учёные Ирака, для которых изучение Вавилонии и Ассирии — это изучение великого прошлого их страны. Специальные журналы., посвященные исключительно или преимущественно A. «Journal of Cuneiform Studies» (New Haven, с 1947), «Zeitschrift für Assyriologie...» (В., с 1886),»Revue d'assyriologie...» (P., с 1884), «Revue hittite et asianique» (P., с 1930), «Archiv für Orientforschung» (В., с 1923), «Orientalia» (Roma, с 1920), «Iraq» (I., с 1934), «Sumer» (Baghdad, с 1945), большое место уделяется А. В ряде общевостоковедческих журналов различных стран. Лит. Бузескул В. П., Открытия XIX и начала ХХ века в области истории древнего мира, ч. 1— Восток, СПБ, 1923.

Его же, Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения древнего Востока, К., 1927. Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. С нем., М., 1961. Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917—1959 гг.), М., 1961. Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967. Pallis S. A., The antiquity of Iraq, Copenhagen, 1956. И. М. Дьяконов..

Значения в других словарях
Ассирийский язык

(новосири́йский) общее название современных восточно-арамейских диалектов (урмийский, саламасский, джилу, тиари, мосульский и др.), принадлежащих к семье семито-хамитских языков. На А. Я. Говорят ассирийцы (сирийцы) в Иране, Турции, Ираке и Сирии, а также переселенцы из названных стран в СССР и США. Урмийское наречие легло в основу литературного А. Я., сформировавшегося в 40-х гг. 19 в. На нём создана пресса, художественная, церковная и учебная литература. А. Я. По своей структуре сильно отличае..

Ассирийцы

айсоры (самоназвание — атураи), народ. Живут в Иране, Ираке, Турции, Сирии, Иордании, Ливане, США, в СССР и некоторых других странах Европы. Общая численность А. — более 1 млн. Чел. (в СССР на 1959—22 тыс. Чел.). Современный ассирийский (новосирийский) язык (См. Ассирийский язык) относится к семито-хамитской семье языков. Верующие А. — христиане (в основном несторианского толка). Большинство А. Занято в сельском хозяйстве. В ряде стран Востока А. Сохраняют пережитки родоплеменной структуры. В С..

Ассирия

древнее государство на территории современного Ирака. Ядром А. Явился Ашшур. Этнический состав его первичного населения неизвестен, к 2000 до н. Э. Основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. В то время Ашшур играл роль посредника в транзитной торговле между юж. Двуречьем и М. Азией, где имелись торговые станы ашшурских купцов (важнейший — Канес, ныне городище Кюль-Тепе). В начале 18 в. До н. Э. Ашшур стал центром крупной державы аморея Шамшиадада I. В 18 в. Ашшур и смежные города подчиня..

Ассиро-вавилонская литература

см. В ст. Вавилоно-ассирийская культура.. ..

Ассириология

АССИРИОЛОГИЯ - наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии. В широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).. ..

Ассириология

Наука об ассиро-вавилонских древностях и клинообразных надписях. Литературу см. В ст. Клинопись, Ассирия, Вавилония, Элам.. ..

Ассириология

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Ассириология

Наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии. В широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).. ..

Ассириология

Ж.Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю Ассирии и Вавилонии.. ..

Ассириология

Комплекс наук, изучающих язык, историю и культуру народов, населявших в древности Переднюю Азию, Месопотамию и Иран (шумерийцы, вавилоняне, ассирийцы и др.) и писавших клинописью.До 12 в. Н. Э. Осн. Источниками по древнейшей истории Передней Азии были Библия, отрывки из труда вавилонского жреца Бероса (4-3 вв. До н. Э.) и свидетельства антич. Авторов. Все эти сведения наряду с истинными фактами содержали и много недостоверного, но они послужили толчком для более глубокого изучения древнейших нар..

Дополнительный поиск Ассириология Ассириология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ассириология" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ассириология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 12 символа