Мировоззрение

156

система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. Группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. Реально выступают социальная группа и личность. М. Является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии.

По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие. М. Есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. Выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество.

Гносеологическая структура М. Образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания. Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей.

Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. Же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. Играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.

Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. Шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. Же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку. М. Может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. Существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл), стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. Даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см.

Религия). Философское М. Выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. Составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. Действенную силу. Содержание сознания превращается в М. Тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см.

Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. Имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов. В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М. В нём происходит борьба М. Носителями передового М. Являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства.

В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. По своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. Открыто защищало классовое неравенство. М. Буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. И тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. Становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества.

В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями. В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. Составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М.

— коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений. В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. Стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. Составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см.

Коммунистическое воспитание). Лит. Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973. Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972. Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964. Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970. А. Г. Спиркин.

Значения в других словарях
Мировое социалистическое хозяйство

см. Мировая система социализма.. ..

Мировое хозяйство

система международного общественного разделения труда и экономических отношений отдельных национальных хозяйств друг с другом. Объединяет в одно целое все стороны и направления международных торгово-экономических, финансовых и научно-технических связей. Основные черты и тенденции развития М. Х. Определяются объективными закономерностями функционирования общественного производства. Исторически М. Х. Формировалось на базе капиталистического способа производства (см. Капиталистическая система миро..

Мировой капиталистический рынок

исторически сложившаяся на базе международного капиталистического разделения труда система торгово-экономических и кредитно-финансовых отношений стран, составляющих капиталистическую систему мирового хозяйства (См. Капиталистическая система мирового хозяйства). В ходе длительного развития М. К. Р. Прошёл ряд этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем интернационализации общественного производства. М. К. Р. Зародился в 16 в. На мануфактурной стадии развития капитализма и стал..

Мировой литературы институт

имени А. М. Горького АН СССР (ИМЛИ), литературоведческое научно-исследовательское учреждение, созданное по инициативе Горького в Москве (1932). Институт состоит из отделов. Комплексных теоретических проблем, зарубежной литературы, русской классической литературы и советской литературы, а также секторов-групп, изучающих смежные проблемы. В состав ИМЛИ входят Музей и Архив Горького, рукописный фонд советских и зарубежных писателей. Печатные органы ИМЛИ. Сборники «Литературное наследство» и журнал..

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения. Житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке. Религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мировог..

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание), система> взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения - личность>, социальная группа. Выделяют три основных типа мировоззрения. Житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке. Религиозное мировоззрение, связан..

Мировоззрение

-я, ср.. ..

Мировоззрение

См. Воззрение, мнение.... ..

Мировоззрение

Ср.Совокупность взглядов, убеждений, определяющих отношение к действительности.. ..

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕ́НИЕ -я. Ср. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности. Люди разных мировоззрений. Материалистическое м. М. Социал-демократа.. ..

Мировоззрение

-я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество. II прил. Мировоззренческий, -ая, -ое.. ..

Мировоззрение

Мировоззрения, ср. (книжн.). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение.. ..

Мировоззрение

Простое по своим очевидным составляющим слово. "воззрение на мир", "представление о мире". Пожалуй, следует лишь добавить, что скалькировано оно с немецкого Weltanschauung, в котором Welt – это "мир", a Anschauung – "взгляд", "воззрение".. ..

Мировоззрение

Мировоззре́ние калька из нем. Weltanschauung – то же. См. Унбегаун, RЕS 12, 39.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Мировоззрение

(миросозерцание). ..

Мировоззрение

(Weltanschauung) - философский взгляд на мир и человека как на единое целостное явление. Юнг довольно часто использовал данный термин в своих работах.. ..

Мировоззрение

(Weltanschauung) — философский взгляд на мир и человека как на единое целостное явление. Юнг довольно часто использовал данный термин в своих работах.. ..

Мировоззрение

Некоторая комплексная совокупность результатов метафизического мышления, осмысления и исследования, в которой объединены в единое целое формы познания и знания мира:1) различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т. П.;2) философия, стремящаяся к априорному знанию во всех областях;3) результаты конкретных наук. (См. Картина мира).. ..

Мировоззрение

- система общих взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.. ..

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. Возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью - природой и обществом. М. Определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. - относительно автономная и устойчивая система..

Мировоззрение

- концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире.. ..

Мировоззрение

Система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. М. Является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. Близки понятия "общая картина мира", "мировосприятие", "мироощущение", "миросозерцание", "миропонимание".Общественное М. Меняется от эпохи к эп..

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ..

Мировоззрение

Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.В основе М. Лежит миропонимание, т.е. Совокупность определённых знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельност..

Дополнительный поиск Мировоззрение Мировоззрение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мировоззрение" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мировоззрение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 13 символа