Мифы

83

(греч. Ḿýt́h́óś — предание, сказание, миф) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Специфика М. Выступает наиболее четко в первобытной культуре, где М. Представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии (См. Мифология) вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и т. П., они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры.

М. Переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве. Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути художественной литературе. Исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с «мифологическими» сюжетами, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству 19 и 20 вв. (достаточно назвать «Оливера Твиста» Ч. Диккенса, «Нана» Э. Золя, «Волшебную гору» Т. Манна). Различные типы отношения поэта к М. Удобно прослеживать на материале античной литературы.

«Известно, — писал К. Маркс, — что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Эти слова относятся прежде всего к гомеровскому эпосу («Илиада», «Одиссея»), который отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собственной литературой (ему подобны «Веды», «Махабхарата», «Рамаяна», «Пураны» в Индии, «Авеста» в Иране, «Эдда» в германо-скандинавском мире и др.). Подход Гомера к действительности («эпическая объективность», т. Е. Почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов, — всё это насквозь проникнуто мифологическим стилем миропонимания.

Известно, что действия и психическое состояния героев Гомера мотивируются вмешательством богов. В рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что «мифология и Гомер суть одно и то же...» (Шеллинг Ф., Философия искусства, М., 1966, с. 115). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознательного эстетического творчества ведёт к переосмыслению М. Мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется. Позднее греческие поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к М., но зато подвергают их решительной переработке — приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар).

Влияние М. Сохраняется в период расцвета греческой трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологических сюжетов. Когда Эсхил создаёт трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, он превращает самоё историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетическую гармонизацию М. (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом литературной игры и учёного коллекционирования (Каллимах). Новые типы отношения к М. Даёт рим. Поэзия. Вергилий связывает М. С философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности.

Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания. У него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращенными в унифицированную систему. По отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером. Средневековая поэзия продолжала вергилиевское отношение к М., Возрождение — овидиевское. Начиная с позднего Возрождения неантичные образы христианской религии и рыцарского романа переводятся в образную систему античной мифологии, понимаемой как универсальный язык («Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, идиллии Ф. Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают апогея к 18 в.

Однако к концу 18 в. Выявляется противоположная тенденция. Становление углублённого отношения к М. Происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Ф. Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против классицистического аллегоризма (мифический образ не «означает» нечто, но «есть» это нечто или он есть содержательная форма, находящаяся в органическом единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (античность), а различные по внутренним законам мифологии миры. Они осваивают богатство германской, кельтской, славянской мифологии и М. Востока. В 40—70-x гг. 19 в. Грандиозная попытка заставить мир М. И мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Р.

Вагнера. Его подход создал большую традицию. 20 в. Выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистического отношения к М. Тетралогия Т. Манна «Иосиф и его братья» явилась результатом серьёзного изучения научноц теорий мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Ф. Кафки и Дж. Джойса, а также в «Кентавре» Дж. Апдайка. Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед М. (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к ним, в котором интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы М. Отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах. С. С. Аверинцев. Мифы в литературе. «Фаэтон и его мать».

Илл. П. Пикассо к «Метаморфозам» Овидия. 1931. Мифы в литературе. «Сотворение человека». Илл. У. Блейка в книге «Бытие». 1825..

Значения в других словарях
Мифунэ

Тосиро (р. 1.4.1920, Циндао, Китай), японский киноактёр. В 1947 дебютировал в фильме «По ту сторону серебряного хребта». Искусство М. Отличают острая выразительность пластики, связанная с традиционным япон. Театральным искусством, бурный темперамент, стремление к углублённому раскрытию внутреннего мира героев. Роль разбойника Тадземару в фильме «Расёмон» (1950) принесла М. Мировую известность. Среди его работ выделяются образы самураев в кинолентах «Семь самураев» (1954), «Телохранитель» (1961)..

Мифунэ Тосиро

Мифунэ Тосиро (р. 1.4.1920, Циндао, Китай), японский киноактёр. В 1947 дебютировал в фильме «По ту сторону серебряного хребта». Искусство М. Отличают острая выразительность пластики, связанная с традиционным япон. Театральным искусством, бурный темперамент, стремление к углублённому раскрытию внутреннего мира героев. Роль разбойника Тадземару в фильме «Расёмон» (1950) принесла М. Мировую известность. Среди его работ выделяются образы самураев в кинолентах «Семь самураев» (1954), «Телохранитель» ..

Миха Цхакая

(до 1935 — Сенаки) город (с 1921), центр Цхакаевского района Грузинской ССР. Расположен на Колхидской низменности, на Черноморском шоссе. Ж.-д. Станция (Цхакая) на линии Туапсе — Самтредиа, от М. Ц. Ветка (40 км) к Поти. 25 тыс. Жителей (1970). Ковровый комбинат. Винодельческий, лимонадный, консервный заводы, сыромаслозавод, чайная фабрика. Комбинат стройматериалов. С.-х. Техникум. Народный театр. Переименован в честь грузинского революционера М. Г. Цхакая. Имеется дом-музей. В 3 км от М. Ц. — к..

Михаил Александрович

IМихаи́л Алекса́ндрович (1333, Псков. — 26.8.1399, Тверь) великий князь тверской (1368), сын великого князя тверского Александра Михайловича (См. Александр Михайлович). В 1368 утвердился в Твери. В этом же году войска великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского осадили Тверь и М. А. Бежал в Литву. В 1369 М. А. Вновь вернулся в Тверь, но в 1370 Донской вторично занял Тверь и М. А. Опять оказался в Литве. Летом 1372 М. А. Вернулся в Тверь с помощью литовских войск. С 1370 боролся с Донск..

Мифы

Миф определяет сознание. Станислав Ежи Лец Мифы — это коллективные сны наяву. А сны наяву — индивидуальные мифы. Эдуард Далберг История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой. Жан Кокто Мифология — совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии. Амброз Бирс Мифология — это то, во что верят взрослые, фольклор — то, что рассказывают детя..

Мифы

Группа "Мифы" была образована в 1966 году в Ленинграде. Хотя название "Мифы" у группы появилось в конце 1997 года. У основания группы стояли Сергей Данилов и Геннадий Барихновский, в ту пору еще школьники. Поводом для организации группы стало увлечение "The Beatles".В 1969 году состав "Мифов" стабилизировался. Сергей Данилов (гитара, вокал), Геннадий Барихновский (бас, вокал), Юрий Ильченко (гитара, вокал), Вячеслав Легздин (гитара) и Сергей Петров (барабаны). В то время группа играла на танцпло..

Мифы

(myths) М. - это предания древних народов, живших в примитивных, дорациональных, донаучных об-вах, отражающие их попытки найти ответы на такие серьезные вопросы, волнующие человека, как сотворение мира, жизнь, смерть и возрождение, - естественно, с привлечением сверхъестественных сил, предков и героев. Для психологии М. Оказываются полезными в качестве источника материалов, обогащающих наше понимание челов. Поведения. Не существует какой-то одной теории, сколь бы важной она ни была, к-рая полнос..

Мифы

(от др.-греч. "мифос" - предание, сказание) - рассказы, излагающие в связной форме представления древнего человека о мироздании и его происхождении. М. У первобытных народов тесно связаны с обрядами. Напр., у австралийцев М. Воспроизводятся в театрализованной форме во время инициации - церемоний посвящения юношей как средство ознакомления молодежи со священной историей племени, как передача племенной мудрости. В первобытной мифологии сливаются зачатки словесного искусства, религии и представлени..

Мифы

(от др.-греч. "мифос" - предание, сказание) - рассказы, излагающие в связной форме представления древнего человека о мироздании и его происхождении. М. У первобытных народов тесно связаны с обрядами. Напр., у австралийцев М. Воспроизводятся в театрализованной форме во время инициации - церемоний посвящения юношей как средство ознакомления молодежи со священной историей племени, как передача племенной мудрости. В первобытной мифологии сливаются зачатки словесного искусства, религии и представлени..

Дополнительный поиск Мифы Мифы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мифы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа