Мозаика

131

(франц. Mosaïque, итал. Mosaico, от лат. Musivum, буквально — посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, Смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. М. Употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом М. Является Инкрустация. М. Набираются из кусочков, которые имеют простую геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приёма набора М. «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок).

Древнейшие сохранившиеся М. — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. До н. Э.). Античная М., украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для античной М. Ровный блеск поверхности). В византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета. Византийские М. (например, М. Софии храма в Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера.

Высокого расцвета достигло искусство М. И в странах, интерпретирующих византийские традиции. В Италии, Грузии (М. Гелатского монастыря (См. Гелатский монастырь), 12 в.), Древней Руси (М. 11—12 вв. В Софийском соборе (См. Софийский собор) и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы распространение получают преимущественно чисто орнаментальные М. С 13 в. Тенденции к чувственно-наглядной передаче мира всё чаще приводят к замене М. Росписью. В 16 в. В Италии возникает т. Н. Флорентийская М. Из шлифованных цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. Чисто смальтовые М. Имитируют приёмы масляной живописи. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с 13—14 вв.

Развивается майоликовая М., в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчинённые архитектурному началу (среди лучших образцов среднеазиатской М. — созданная в 14—15 вв. Облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча). В России технику смальтовой М. Возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера «Модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой М.

В современных М., составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём советской М., наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко. В 60—70-е гг. Яркие образцы мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В. Б. Эльконин. Лит. Каргер М. К., К вопросу об убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн. Труды Всероссийской Академии художеств, Л.

— М., 1947. Лазарев В. Н., История византийской живописи, т. 1—2, М., 1947—48. Томаев Т., Н., Резная майоликовая мозаика в архитектуре Средней Азии 14—15 вв., М., 1951. Виннер А. В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953. Толстой В. П., Советская монументальная живопись, М., 1958. Чубова А. П. И Иванова А. П., Античная живопись, М., 1966. Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948. Mosaique qreco-romaine, P., 1963. Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970. Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973. В. В. Филатов. «Св. Иоанн». Фрагмент мозаики церкви Успения в монастыре Дафни близ Афин. 2-я половина 11 в. Б. А. Тальберг. «Прометей». Мозаика на фасаде спортивного корпуса Дворца культуры в Свердловске. 1968. Е. М. Аблин, А.

А. Губарёв и др. «Небо». Мозаика из силикатного кирпича на торце паркового фасада Дворца пионеров и школьников в Москве. 1962. Майоликовая мозаика купола т. Н. Мавзолея Тюрабек-ханым около Куня-Ургенча (Туркменская ССР). 14 в. «Христос Пантократор, Мария Оранта с 4 архангелами и 12 апостолов». Мозаика апсиды собора в Чефалу (Сицилия). 1148. Мозаичное убранство дома Нептуна в Амфитриты в Геркулинуме. 1 в. До н. Э. Полуколонки, украшенные терракотовой мозаикой, из Эреха (Урук, Месопотамия). Начало 3-го тыс. До н. Э. Переднеазиатский музей. Берлин..

Значения в других словарях
Можи-дас-Крузис

(Mogi das Cruzes) город на Ю.-В. Бразилии, в штате Сан-Паулу. 138,7 тыс. Жителей (1970). Ж.-д. Станция. Главные отрасли промышленности. Чёрная металлургия, машиностроение, текстильная. Предприятия бумажной, мебельной и стекольно-керамической промышленности. ..

Мозазавры

(Mosasauridae) семейство вымерших гигантских морских ящериц. Жили в позднемеловую эпоху. Близки к варанам (См. Вараны), которые произошли от примитивных М. Длина тела до 10—12 м. Голова и туловище удлинённые, парные конечности ластовидные с увеличенным числом фаланг, хвост длинный, сжатый с боков. Мощные челюсти М. Были усажены крупными острыми зубами. Хищники. Питались главным образом рыбой, моллюсками, иглокожими. Обитали в субтропических мелководных морях. Остатки М. Известны из верхнемеловых..

Мозаицизм

мозаичность, одновременное присутствие в организме двух или нескольких сортов однотипных клеток, различающихся по генетической структуре — Генотипу и (или) по проявлению генов в Фенотипе. Т. О., при М. Одновременно проявляются признаки, которые обычно взаимоисключаются (половые признаки, окраска, биохимические особенности и т. Д.). Примеры М. Билатеральные или переднезадние мозаики-насекомые или мозаики-птицы (см. Гинандроморфизм), Пестролистность у растений, красные и белые фасетки в сложном г..

Мозаичная эволюция

одна из форм эволюции организмов, при которой органы и части тела развиваются независимо и неравномерно. Одни быстрее, другие медленнее, третьи остаются практически неизменными длительное время. Термин «М. Э.» предложен английским учёным Г. Де Беером (1954). Результат М. Э. — неодинаковый уровень развития и специализации разных органов — гетеробатмия. М. Э. Характерна для развития специализированных форм, у которых наряду с резким упрощением одних органов происходит значительное усложнение друг..

Мозаика

МОЗАИКА (франц. Mosaique) - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. Д. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.. ..

Мозаика

МОЗАИКА (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи.. ..

Мозаика

(от греческого — μουσεϊον, обиталище, храм муз. Латинск. — opus musivum, итальянск. — musaico, франц. — mosaïque, старинное русское — мусия) — в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены, помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея.МОЗАИКА. 1. Средняя ..

Мозаика

(греч. Mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков - столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. П.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)воспроизведение рисунков помощью стеклянных разноцветн. Палочек, плиточек и т. П. Стекла эти наз. Смальтами. Согласно рисунку, сделанному на куске мягкого гипса, заключенная в рамку с донышком, последовательно вставляются ..

Мозаика

См. Искусство, картина.... ..

Мозаика

(иноск.) - пестрота (намек на мозаику, мусию - мозаичное искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол)Ср. Г. Сентянин (в своем статистическом очерке о служащих на сибирской железной дороге) совершенно верно называет ее необыкновенно пестрою мозаикой.И.Ф. Василевский. Буква. Ср. "Новости" 27-го ноября 1902 г.Ср. Mosaikwork (англ.), mosaïque (фр.), musaico (ит.), musicum (ОјОїП…σαОЇОїОЅ) - мозаика.Ср. Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвет..

Мозаика

Мусия ж. Мозаичное, -ческое или мусийное искусство и | произведенье его. Искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. Мозаичный художник.. ..

Мозаика

1. Ж.1) Вид декоративного прикладного искусства.2) а) Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п.б) Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т.п., используемые для таких картин, узоров.3) перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов.4) Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов.2. Ж.Вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях. Пятна..

Мозаика

МОЗА́ИКА -и. Ж. [итал. Mosaico]. ..

Мозаика

-и, ж. 1. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. М. Из стекла. Детская м. (набор из кусочков твёрдого материала для выкладывания узоров). М. Из цитат (перен. О злоупотреблении цитированием. Неодобр.). 2. Искусство составления таких узоров. Заниматься мозаикой. II прил. Мозаичный, -ая, -ое. Мозаичная плитка.. ..

Мозаика

Мозаики, ж. (ит. Mosaico). 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.).Древнеримские мозаики. 2. Только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. П. 4. Перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).. ..

Мозаика

Моза́ика Заимств. Из франц. Mosaïque – то же, или источника этого последнего – ит. Musaico "картина из пестрых камней" от лат. Musīvum, греч. Μουσεῖον "посвященное музам" (см. Клюге-Гётце 399. Гамильшег, ЕW 624).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Мозаика

        (франц. Mosaпque, итал. Mosaico, от лат. Musivum, буквально - посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической ил..

Мозаика

(франц. Mosaпque, итал. Mosaico, от лат. Musivum, букв. - посвящённое музам) - муз.-сценич. Произведение, музыка к-рого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес, принадлежащих разл. Композиторам. Чаще всего в виде М. Создавались оперетты. Такие оперетты в 19 в. И нач. 20 в. Пользовались значит. Распространением. В дореволюц. России много М. Создал В. П. Валентинов. В них он использовал музыку из совр. Опер, оперетт, рус. И цыганские песни. Наиболее популярными из его М. Были "Н..

Мозаика

Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. П. Используется в основном для украшения зданий.. ..

Мозаика

Обычно – структура или конструкция, составленная из множества различных фрагментов.. ..

Мозаика

(франц. Mosaique, итал. Mosaico, от лат. Musivum, букв. - посвящённое музам) - разновидность монументально-декоративной живописи. Изображение (орнамент, сюжетная композиция), выполн. Из разноцветных мелких камней, окраш. Стекла, смальты, цветной керамики и т. Д., укрепл. На слое цемента или спец. Мастики. М. Применяют в интерьерах и наружной отделке зданий и сооружений. Возникла в античную эпоху. ..

Мозаика

— изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. Д. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий, подземных галерей в метро и др. Возникла в античную эпоху.. ..

Мозаика

Филат. Назв. Водяного знака (восьмиконечные звезды) на конвертной бумаге, использ. При изд. Станд. И рекламных маркированных конвертов СССР в 1930-37.. ..

Дополнительный поиск Мозаика Мозаика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мозаика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мозаика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа