Атеистическое воспитание

98

систематическое формирование научно-материалистического мировоззрения в условиях, когда религия существует как одна из форм общественного сознания. А. В. — составная часть коммунистического воспитания (См. Коммунистическое воспитание). Исходя из решающей роли объективных факторов (изменение общественного бытия людей, становление и развитие социалистических общественных отношений) в преодолении религиозности, марксизм-ленинизм в то же время придаёт большое значение субъективным факторам воспитания, в том числе атеистической пропаганде. В СССР и других социалистических странах гарантированная конституциями свобода совести предполагает свободу вероисповедания и свободу атеистической пропаганды. Основное содержание атеистической пропаганды составляет распространение научных знаний о природе, обществе, человеке и религии, раскрытие происхождения и сущности религии, её социальных корней, её противоположности науке, несовместимости с коммунистической идеологией.

Победа социализма подрывает социальные корни религии и тем самым создаёт условия для сознательного, последовательного процесса освобождения населения от религиозных пережитков. Задачи А. В. На современном этапе развития СССР сформулированы в Программе КПСС, принятой 22-м съездом партии (1961). «Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований...» (1961, с. 121—22). А. В. Детей начинается с дошкольного возраста в семьях, где взрослые — атеисты, а также в детских садах.

А. В. Школьников осуществляется как в ходе обучения основам наук, когда закладывается фундамент последовательного материалистического мировоззрения, так и в процессе внешкольной работы. В школе необходимо научно достоверно разъяснять учащимся антинаучную и реакционную сущность религии в формах, доступных детям соответствующих возрастов. Важные предпосылки успеха А. В. — связь учебной и воспитательной работы с жизнью, умелое удовлетворение духовных запросов учащихся, правильная организация их досуга. Л. В. Продолжается в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях и вузах, на занятиях в кружках политического просвещения и т.д. Идеологические средства, формы и методы А. В. Призваны воздействовать на разум, чувства, настроения человека.

Распространение атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения осуществляется путём лекционной и печатной пропаганды, использования средств идейно-эмоционального воздействия художественной литературы и всех видов искусства (особенно средств радио, кино, телевидения), внедрения гражданской обрядности (например, при регистрации брака), вытесняющей религию из быта. Научная организация А. В. Строится на основе всестороннего анализа религиозности в конкретных условиях, тенденций развития общественного сознания (в особенности обществ, психологии), специфических условий труда, повседневной жизни и быта различных категорий населения с учётом уровня образования, возраста, пола, отношения к труду, социальной действительности в целом.

Важной проблемой А. В. Является соблюдение правильного соотношения критического и позитивного аспектов в работе с различными категориями населения (дети, молодёжь, воспитанная в религиозных семьях. Верующие, слепо следующие традициям, люди, обратившиеся к религии под влиянием глубоких личных эмоционально-нравственных потрясений, и др.). В системе А. В. Особое место занимает индивидуальная работа с верующими, позволяющая воздействовать на человека, учитывая в максимальной степени обстоятельства его личной жизни, повседневного практического поведения, в котором часто причудливо и противоречиво сочетаются исходные религиозные установки и реалистическое отношение к окружающей действительности. Внимание к внутреннему миру верующих, учёт их индивидуальных эмоционально-психологических особенностей, своеобразия мотивации религиозности представителями различных направлений — необходимые условия успеха индивидуальной работы с верующими.

А. В. Должно помочь верующему осознать внутреннюю противоречивость, непоследовательность его мировоззрения, облегчить восприятие и усвоение диалектико-материалистического взгляда на действительность. Главный метод воздействия в А. В. — убеждение, основанное на пропаганде научных знаний. Социально-нравственные проблемы — смысл и ценность жизни, призвание и счастье человека — в современных условиях занимают значительное место в религиозной проповеди. В связи с этим одним из важнейших элементов А. В. Становится научная популяризация позитивного решения этих проблем марксистско-ленинской философией. В условиях капиталистического общества А. В. Населения встречает ожесточённое сопротивление церковных организаций, а в некоторых странах (например, в Испании, Португалии) в открытое противодействие государственного аппарата.

См. Также Атеизм. Лит. Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Поли. Собр. Соч., 5 изд., т. 45. Крупская Н. К., Вопросы атеистического воспитания. Сб. Ст., 2 изд., М., 1964. О религии и церкви. Сборник документов, М., 1965. Вопросы научного атеизма, в. 4, Победа научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет, М., 1967. Индивидуальная работа с верующими, М., 1967. Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания, М., 1969. Евдокимов В. И., Научная организация атеистического воспитания, М., 1968. Летошко Л. М., Обзор научно-атеистической литературы, Л., 1966—69. Виноградов А. И., Методом убеждения, М., 1965. Настольная книга атеиста, М., 1968. В. С. Глаголев, В. И. Евдокимов.

Значения в других словарях
Атвуд Томас

Атвуд (Attwood) Томас (6.10.1783, Хейлсоуэн, ‒ 6.3.1856, Грит-Малверн), английский политический деятель, радикал. Банкир. Возглавлял т. Н. Бирмингемский политический союз, сыгравший видную роль в борьбе за избирательную реформу 1832, которая увеличила представительство промышленной буржуазии в парламенте. В 1832‒39 член парламента. В 1839 внёс в парламент чартистскую петицию. Стремясь подчинить массовое народное движение буржуазному влиянию, выступал против революционного крыла чартистов. Вскоре..

Атеизм

(франц. Atheisme, от греч. А — отрицательная частица и theos — бог. Буквально — безбожие) отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия «А.» изменялось на протяжении истории и было тесно связано с характером религиозных учений, которые господствовали в различные эпохи. А. Не следует отождествлять с Деизмом, Пантеизмом, религиозным вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религиозных догм, осуждени..

Ателектаз

(от греч. Ateles — неполный в ektasis — растяжение) спадение лёгочной ткани, сопровождающееся её безвоздушностью. А. У новорождённых (врождённый А.) зависит от того, что участки лёгких ребёнка остаются после рождения в спавшемся состоянии или недостаточно наполняются воздухом (от слабости дыхательных движений или от закупорки бронхов). А. В процессе жизни может развиться вследствие нарушения проходимости бронха при его сдавлении или закупорке, при воспалении лёгких и т. Д. ..

Ателлана

(лат. Atellana, от Atella — название древнего города близ Неаполя) вид народных импровизированных сценок в Др. Риме в 3 в. До н. Э. Действующие лица А. — постоянные типы-маски. Буккон, Доссен, Макк, Папп и др. А. Родственны итальянская комедия дель арте, русские представления Петрушки, немецкие Кашперля и т. П. В 1 в. До н. Э. Новий и Помпоний сделали попытку превратить А. В литературный жанр с заранее написанным текстом (сохранились небольшие отрывки из их произведений). А. Часто содержала намё..

Дополнительный поиск Атеистическое воспитание Атеистическое воспитание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Атеистическое воспитание" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Атеистическое воспитание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 24 символа