Моррис
IМо́ррис (Morris) Лесли (10.10.1904, Уэстон-сьюпер-Мэр, Великобритания, — 13.11.1964, Торонто, Канада), деятель рабочего движения Канады. С 12 лет работал подручным кузнеца. В 15-летнем возрасте впервые участвовал в забастовке железнодорожников. В 1920 переехал в Канаду. С декабря 1921 член Коммунистической партии Канады (КПК). В 1924—25 первый национальный секретарь канад. Комсомола. Делегат 7-го конгресса Коминтерна (1935). Неоднократно подвергался арестам за революционную деятельность. В 1956—57 вёл активную борьбу против ревизионистов и ликвидаторов, пытавшихся развалить КПК. С января 1962 генеральный секретарь КПК. IIМо́ррис (Morris) Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, — 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель.
Учился в Оксфордском университете (1853—56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857—62 обратился к живописи. В 1861—62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды М. Формировались под влиянием учения Т. Карлейля (См. Карлейль), лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов (См. Прерафаэлиты). Начиная с 1860-х гг. Он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс. Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д.
Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, М. Стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. О. Решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле М. Закладывал основы художественного конструирования (См. Художественное конструирование), выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний.
Рядом черт они предвосхищают стиль «Модерн». Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению англ. Декоративно-прикладного искусства. Однако на практике, сводясь к новому оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой М. В 1877 М. Основал Общество защиты старинных зданий, в 1890—91 — Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул (См. Инкунабулы) [иллюстрированные М. В духе английских готических миниатюр «История сверкающей долины» (совместно с У. Крейном. См. Илл.) и «Сочинения Джеффри Чосера» (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество М. (поэмы «Защита Гиневры», 1858, и «Земной рай», 1868—70).
С 1880-х гг. М. Играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 член Демократической (с начала 1884 Социал-демократической) федерации. После её раскола — один из основателей (1884) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884—90) её органа «Коммонуэл» («Commonweal»). Вышел из лиги после прихода к руководству в ней анархистов. М. Изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения, оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, «...социалистом эмоциональной окраски...» (см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды М. Выразил во многих статьях, революционных стихах, исторические повести «Сон про Джона Болла» (1888. Рус. Пер. 1911) и социально-утопическом романе «Вести ниоткуда, или Эпоха счастья» (1891.
Рус. Пер. — М., 1906), рисующем будущее счастливое общество. Соч. Искусство и жизнь, [пер. С англ., предисловие А. А. Аникста], М., 1973. Collected works, v. 1—24, L. — N. Y., 1910—15. Selections, М., 1959. Лит. Мортон А. Л., Английская утопия, [пер. С англ.], М., 1956, с. 191—212. Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры, [пер. С польск.], М., 1973. Amot R. P., W. Morris, L., 1964. Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967. Meier P., La pensée utopique de William Morris, P., 1972. Г. И. Володина. У. Моррис и У. Крейн. Илл. К «Истории сверкающей долины». Гравюра на дереве. Лондон. 1894. Мастерская У. Морриса. Ковёр. 2-я половина 19 в. Собрание Э. Скотт-Снелла.IIIМо́ррис (Morris) Чарлз Уильям (р. 23.5.1901, Денвер, Колорадо), американский философ-идеалист.
Профессор Чикагского (1931—47) и Флоридского университетов. Философские взгляды М. Представляют собой сочетание Прагматизма (в духе Дж. Мида) с идеями логического позитивизма (См. Логический позитивизм). Развивая социально-психологические аспекты концепции Ч. Пирса, М. Разработал на основе принципов Бихевиоризма теорию, согласно которой поведение человека определяется через реакции на знаки, а значение знаков — через функционирование в качестве организаторов поведения человека. В рамках этой теории М. Попытался дать классификацию различных сфер человеческой деятельности с точки зрения характерного для каждой из них типа рассуждений. Сформулировал основные понятия и принципы семиотики (См. Семиотика). По своим социальным взглядам М.
— приверженец буржуазной демократии и «американского образа жизни». Соч. Six theories of mind, Chi., 1932. Logical positivism, pragmatism and scientific empiricism, P., 1937. Foundations of the theory of sings, Chi., 1938. Paths of life, preface to aworld religion, 2 ed., N. Y., 1956. The open self, N. Y., [1948]. Signs, languge and behavior, 2 ed., N. Y., 1955. Varieties of human value, Chi., [1956]. И. С. Добронравов.
Дополнительный поиск Моррис
На нашем сайте Вы найдете значение "Моррис" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моррис, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа