Мунк
I(Munk) Анджей (16.10.1921, Краков, — 20.9.1961, близ Освенцима), польский режиссёр. В 1951 окончил Государственную высшую школу кинематографии и театрального искусства (Лодзь). С 1949 оператор и режиссёр кинохроники. Снимал фильмы. «Направление — Новая Гута» (1951), «Слово железнодорожников» (1953), «Звёзды должны гореть» (1954, совместно с В. Лесевичем) и др. В 1955 дебютировал в художественном кино. Известность М. Принесли фильмы «Человек на рельсах» (1957), «Героика» (1958), «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате — «Шесть превращений Яна Пищика»). Последний фильм М. «Пассажирка» (по одноимённой повести З. Посмыш) завершён Лесевичем в 1963. В фильмах М. Характеры героев раскрываются в острых и напряжённых ситуациях.
Ряд его кинолент награжден премиями на международных кинофестивалях в Венеции (1955, 1958), Карлови-Вари (1957) и др. Лит. Рубанова И., Польское кино 1945—1965, М., 1966. Маркулан Я., Кино Польши, Л., 1967. Andrzej Munk, Warsz., 1964 (лит.). II(Munk) Кай (13.1.1898, Марибо, — 4.1.1944, Хёрбюлунне, близ Силькеборга), датский драматург, поэт, публицист. По окончании теологического факультета Копенгагенского университета (1924) М. — приходский священник в Западной Ютландии. Литературную деятельность начал в 20-х гг. Первое значительное произведение — драма «Идеалист» (опубликовано 1928), трактующая на библейском материале проблемы добра и зла. В драме «Слово» (1925) М. Утверждает силу религиозной веры. В произведениях 30-х гг.
Отразилось увлечение М. Идеей «сильной личности», приведшее его к проповеди политической диктатуры (драмы «Гамлет», 1934, «Победа», 1936, «Диктаторша», 1938). Однако в драме «Он сидит у плавильного тигля» (1938) М. Осудил расовые теории фашизма. После оккупации Дании выступал как активный антифашист и патриот. Сборники стихов «Клянитесь, юноши!» (1941), «Юный Север» (1942), сборники статей «На реках Вавилонских» (1941), «Мечом слова» (1942), национально-историческая драма «Нильс Эббесен» (1942). Стихи и проповеди М., зовущие к сопротивлению, печатались в нелегальной прессе. Убит нацистами. Соч. Mindeudgave, [bd 1—9], Kbh. 1948—49. Лит. Кристенсен С. М., Датская литература 1918—1952, М., 1963. Larsen J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941.
Brix Н., Hastigt svandt den lyse sommer, Kbh., 1946. Marcussen O., Kaj Munks b∅ger. Enbibliografi, Kbh., 1945. И. П. Куприянова. III(Munch) Петер Андреас [15.12.1810, Кристиания (Осло), — 25.5.1863, Рим], норвежский историк. Профессор университета в Кристиании (с 1841). С 1861 архивариус Государственного архива. Основной труд — «История норвежского народа» (доведена до 1397). Опираясь на обширный, критически проверенный материал разнообразных источников, частично впервые введённых им в научный оборот, М. Реконструировал древнейший период в истории Норвегии. В основу разработанной (вслед за своим учителем Я. Кейсером) концепции средневековой норвежской истории М. Положил борьбу между «родовой аристократией» и королевской властью.
Идеолог радикальных кругов норвежской буржуазии, М. Активно выступал за разрыв шведско-норвежской унии. Соч. Det norske folks historie, del 1—4, [bd 1—6], Christiania, 1852—59. IV(Munch) Эдвард (12.12.1863, Лётен, — 23.1.1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец и график. Учился в Кристиании в Королевской школе рисования (1881—86) и в мастерской К. Крога (1882—83). В конце 1880-х — 1900-е гг. Жил во Франции (где испытал влияние Постимпрессионизма), в Германии (особенно долго) и в Италии. Мировоззрение М. Формировалось под воздействием творчества Х. Х. Йегера, а также Ю. А. Стриндберга и др. Писателей-символистов, что обусловило его частое обращение к мотивам медленно угасающей жизни, смерти, одиночества и тревоги, болезненной эротики.
Творчество М. С начала 1890-х гг. Развивалось в русле складывавшегося стиля «Модерн» («Сестра художника», 1892. «Комната умирающего», 1893). Вместе с тем оно обнаруживает ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цветовой строй), которые усиливают трагическое звучание образов и во многом предвосхищают возникновение Экспрессионизма («Крик», 1893. «Танец жизни», 1899. «Девушки на мосту», см. Илл. Все названные произведения — в Национальной галерее, Осло). Большинство картин М. 1890-х—1910-х гг. Входит в символический по замыслу, неосуществлённый полностью цикл «Фриз жизни». Он обращался к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910—16), создал галерею островыразительных портретов современников, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Лит. Стенерсен Р., Эдвард Мунк, [пер. С норв., послесловие И. Я. Цагарелли. М., 1972]. Benesch О., Е. Munch, Köln, 1960. Munchmuseet. Katalog, Oslo, 1963. Stang N., Edvard Munch, Oslo, [1971]. Munch Ed., Album. Text by Th. M. Messer, N. Y., [197—]. Т. И. Володина. Э. Мунк. «Крик». 1893. Национальная галерея. Осло. Э. Мунк. «Девушки на мосту». Около 1901. Национальная галерея. Осло..
Дополнительный поиск Мунк
На нашем сайте Вы найдете значение "Мунк" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мунк, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 4 символа