Мур
I(Moore) Генри (Хенри) (р. 30.7.1898, Каслфорд, Йоркшир), английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе (1919—21) и Королевском колледже искусства в Лондоне (1921—25), в котором преподавал до 1933. Позднее преподавал в художественных школах Челси и Слейда. Испытал влияние примитивного искусства (главным образом древнемексиканской пластики) и скульптуры Проторенессанса. Разрабатывая с начала 20-х гг. Немногие постоянные мотивы (например, «Мать и дитя», «Лежащая фигура»), М. Создаёт как достаточно конкретные («Семейная группа». См. Илл.), так и отвлечённые, абстрактные или фантастически изощрённые образы. Произведениям М. Присущи мощная пластика и монументальность форм, их акцентированное взаимопроникновение, сложная, остро-напряжённая архитектоника композиции, ритмическая выразительность силуэта, органическая связь с окружающей средой («Лежащая фигура», мрамор, 1957—58, дом ЮНЕСКО, Париж.
«Лежащая мать и дитя», бронза, 1961, Центр искусств, Миннеаполис). М. Известен также как рисовальщик (серия рисунков 1-й половины 40-х гг., посвященная военным будням Лондона). Соч. Heads, figures and ideas, L. — N. Y., 1958. Лит. Валериус С., Прогрессивная скульптура XX века, М., 1973, с. 268—274. Read H., H. Moore v. 1—2, L., 1955—57. Г. Мур. «Король и королева». Скульптурная группа близ Дамфриса. Камень. 1952—53. Х. Мур. «Семейная группа». Бронза. 1945—49. Музей современного искусства. Нью-Йорк.II(Moore) Джордж (24.2.1852, графство Мейо, Западная Ирландия, — 21.1.1933, Лондон), ирландский писатель. Родился в семье помещика. В Лондоне и Париже учился живописи. Первые романы «Современный любовник» (1883), «Жена комедианта» (1885), автобиографическая повесть «Исповедь молодого человека» (1888) написаны в натуралистической манере.
В центре романов «Кисейная драма» (1886, рус. Пер. 1887), «Эстер Уотерс» (1894, рус. Пер. 1895) — социальная проблематика. Сборник рассказов «Невспаханное поле» (1903), роман «Озеро» (1905), автобиографическая трилогия «Приветствие и прощание» (1911—14) созданы на сюжеты ирландской действительности. В рассказах М. Заметно влияние И. С. Тургенева, с которым он был знаком. Соч. Works, [v. 1—20], L., 1936—37. Letters to lady Cunard. 1895—1933, L., 1957. В рус. Пер. — Потусторонние искания, М. 1904. Лит. История английской литературы, т. 3, М., 1958. Hone J., The life of G. Moore, N. Y., 1936. Brown M., G. Moore. A reconsideration, Seattle 1955. Cunard N., Memories of G. Moore L., 1956. Williams I. A., G. Moore. A bibliography, L., 1921. Noёl J. С., G. Moore..., P., 1966 (лит.
С. 553—647). Gilcher E., A bibliography of G. Moore Dekalb (Ill.), 1970. А. П. Саруханян. III(Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, — 24.10.1958, Кембридж), английский философ-идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925—39), член Британской АН, главный редактор журнала «Майнд» («Mind», 1921—47). В ст. «Опровержение идеализма» (1903) выступил против субъективного идеализма и английского неогегельянства (См. Неогегельянство), которые, по М., отождествляют «реальность» и «опыт», и дал анализ ощущений, который привёл его к обоснованию Неореализма. Согласно М., ощущения включают в себя два элемента — объединяющее их «сознание» и отличающий их одно от другого «объект». Основываясь на положениях «здравого смысла» шотландской школы (См.
Шотландская школа), М. Считал необходимым признать независимое от сознания существование объекта. «здравый смысл», однако, не исключал возможности веры в духовный характер бытия, потусторонний мир и т. Д. Понятие объекта носит в философии М. Двойственный характер. Это и физическая вещь, и «нейтральное» — в духе австрийского философа и физика Э. Маха — «чувственно данное», которое выступает как часть внешних проявлений физических вещей. Сознание рассматривается как особая активность субъекта, заключающаяся в непосредственном схватывании «чувственных данных». Входя в сознание, они приобретают психический характер, а выходя из познавательного отношения — физический. Т. О., сами по себе физические вещи в философии М. Оказываются практически недоступными познанию.
Большое внимание М. Уделил анализу обыденного языка. Его идеи позднее легли в основу лингвистической философии (См. Лингвистическая философия). В этике М. Стоит на позициях Интуитивизма. Он считал, что предшествующие философы совершали «натуралистическую ошибку», отождествляя добро с каким-либо др. Объектом или качеством (Утилитаризм — с пользой, Гедонизм — с удовольствием и т. Д.). С точки зрения М., добро есть самостоятельное качество бытия, схватываемое интуитивно и не поддающееся никакому определению. Долг человека — следовать этому интуитивно воспринятому добру. Соч. Principia ethica, Camb., 1903. Ethics, L., 1912. Philosophical studies, L., 1920. Some main problems of philosophy L. - N. Y., 1958. Philosophical papers, L.— N.
Y., 1959. Лит. Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962. Хилл Т. И., Современные теории познания, М., 1965, гл. 6. The philosophy of G. E. Moore, ed. By P. A. Schilpp, Evanston — Chi., 1942. White A. R., C. E. Moore. A critical exposition, Oxf., 1958. Д. М. Луканов. IV(Moore) Станфорд (р. 4.9.1913, Чикаго), американский биохимик, член Национальной АН США и Американской академии наук и искусств. В 1935 окончил университет Вандербилта. С 1939 в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (Нью-Йорк), с 1952 профессор этого института. В 1950—51 читал курс лекций в Брюссельском (Бельгия) университете, в 1951 работал в Кембриджском (Великобритания) университете. Исследовал строение ряда белков, главным образом фермента рибонуклеазы.
Разрабатывал хроматографические методы химического анализа. Совместно с У. Стайном предложил автоматическую аппаратуру для хроматографического разделения и количественного определения аминокислот. Нобелевская премия (1972) за основополагающий вклад в химию ферментов (совместно с К. Анфинсеном и У. Стайном). V(Moore) Сэмюэл (около 1830 — 1912), английский юрист, член 1-го Интернационала. Друг К. Маркса и Ф. Энгельса. Владел небольшой фабрикой в Манчестере. Разорившись, стал заниматься юриспруденцией. Перевёл на английский язык бо́льшую часть 1-го тома «Капитала» Маркса (перевод вышел в 1887) и «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса (перевод вышел в 1888). Оба перевода изданы под редакцией Энгельса. Лит. Маркс К.
И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, 23, 31—39 (см. Указат. Имён). VI(Moore) Томас (28.5.1779, Дублин, — 25.2.1852, Лондон), английский поэт. По происхождению ирландец. Сын бакалейщика. Учился в Дублинском университете. Широкую известность в России приобрели романтическая «восточная» поэма «Лалла Рук» (1817) и «Ирландские мелодии» (1807—34) М., воспевающие борьбу и страдания народа Ирландии. В русский раздел цикла стихов М. «Песни народов» (1818—27) входит известная песня «Вечерний звон» (рус. Пер. И. Козлова). Сатиры М. (особенно «Басни для Священного союза», 1823) направлены против реакционной политики английских и др. Европейских правителей. М. Опубликовал также «Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни» (1830), «Историю Ирландии» (1835—46) и биографию Р.
Б. Шеридана (1825). Соч. The poetical works, L. — N. Y., 1910. The letters, v. 1—2, Oxf., 1964. В рус. Пер, — [Стихотворения], в кн. Английские поэты в биографиях и образцах. Сост. Н. Гербель, СПБ, 1875. Лит. История английской литературы, т. 2, в. 1, М., 1953. Jones H. M., The harp that once — a chronicle of the life of Thomas Moore, N. Y., 1937. De Ford М. A., Thomas Moore, N. Y., [1967] (лит. С. 119—23). Т. Мур.VII(Moore) Эдуард (22.3.1712, Абингдон, Беркшир, — 1.3.1757, Лондон), английский писатель. Жил и умер в бедности. В 1753—56 редактор журнала «Уорлд» («World»). Литературную известность М. Принесли «Басни для прекрасного пола» (1744). Драмы «Найдёныш» (1748), «Жиль Блаз» (1751) и трагедия «Игрок» (1753) — яркий образец так называемой мещанской драмы.
Переведённая с французской обработки трагедия М. Получила распространение в России под названием «Беверлей» (1773. По имени героя). Соч. Poems, fables and plays, L., 1756. Лит. История английской литературы, т 1 в. 2, М., 1945. Caskey J. Н., The life and works of Edward Moore, New Haven, 1927. VIII Мура (Mur, Mura), река в Австрии и Югославии, в нижнем течении по М. Проходит участок границы между Югославией и Венгрией. Левый приток Дравы (бассейн Дуная). Длина 434 км, площадь бассейна около 15 тыс. Км2. В верховьях течёт в узкой долине, ниже г. Грац — по равнине. Средний расход воды в устье 166 м3/сек. Сплавная. ГЭС. Судоходна ниже г. Грац (Австрия).
Дополнительный поиск Мур
На нашем сайте Вы найдете значение "Мур" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мур, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 3 символа