Научно-техническая революция

120

коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. Р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. Р. Изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса (См.

Научно-технический прогресс). Н.-т. Р. Является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны. Н.-т. Р. — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки — научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Н.-т. Р. Сыграли успехи естествознания (См. Естествознание) в конце 19 — начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю (См. Материя) и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т.

18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. Существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности (См. Наследственность), развивается Генетика, формируется хромосомная теория. Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте.

Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. Наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики (См. Кибернетика). Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии — человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. Под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. Создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. Р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства (См.

Автоматизация производства) и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства. В 40—50-е гг. Под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности. Возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40—50-е гг. Человечество вступает в период Н.-т. Р. На современном этапе своего развития Н.-т. Р. Характеризуется следующими основными чертами. 1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.

2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника. Возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов.

Превращением процесса производства «. Из простого процесса труда в научный процесс...» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством. Гигантским развитием средств массовой коммуникации (См.

Массовая коммуникация). 8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся. Увеличением свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем» и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество — природа». Наряду с основными чертами Н.-т. Р. Можно выделить её главные научно-технические направления. Комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством. Открытие и использование новых видов энергии.

Создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. Р. Не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Н.-т. Р. Означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства. Н.-т. Р. Создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности.

Теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление). Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль.

Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Н.-т. Р. Сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки. Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естественных, технических и общественных наук, наконец, в возникновении специальных дисциплин, изучающих закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной деятельности (см.

Науковедение). Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая с.-х. Труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации (См. Урбанизация), а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни. В процессе Н.-т. Р. В новую фазу вступают отношения общества и природы (См. Природа). Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств.

Перед человечеством во весь рост встала так называемая «экологическая проблема», или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания. В условиях Н.-т. Р. Возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ Н.-т. Р. Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. Р. В различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам.

Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда. Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Н.-т. Р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу. Подлинным носителем Н -т. Р. Выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т.

Р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. Р. В интересах всех трудящихся. Н.-т. Р. Создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производительной силы — трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей.

Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеческого фактора Н.-т. Р. — повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма. Успехи науки и техники в 1-й половины 20 в. Могли перерасти в Н.-т. Р. Лишь при определённом уровне социально-экономического развития общества. Н.-т. Р. Стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства. Н. -т. Р., как и предшествовавшие технологические перевороты в истории общества, обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития.

Подобно промышленной революции конца 18 — начала 19 вв., которая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других — до неё, Н.-т. Р. В современную эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистических странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны «третьего мира». Н.-т. Р. Обостряет экономические противоречия и социальные конфликты капиталистических системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах. В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «. Неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Н.-т. Р. Преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений.

Как промышленная революция конца 18 — начала 19 вв., заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Н.-т. Р. Требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Н.-т. Р. Усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы коммунизма (См.

Материально-техническая база коммунизма) и др. Предпосылок перехода к коммунизму предполагает органическое соединение достижений Н.-т. Р. С преимуществами социалистической системы. В современных условиях Н.-т. Р. «. Стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом. » (Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303). Всемирный характер Н.-т. Р. Настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. Р. Выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т.д.

С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями. Для мировой социалистической системы Н.-т. Р. Является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. Р. На службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. Р. Способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений. Капиталистическое применение достижений Н.-т. Р. Подчинено, прежде всего, интересам монополий и направлено на укрепление их экономических и политических позиций. Развитые капиталистические страны располагают высокоорганизованным производственным механизмом и солидной научно-исследовательской базой.

В 50-е гг. Значительно усилилось стремление монополистического капитала путём государственного вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производительных сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технического прогресса и научных исследований. Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники.

Масштабы научно-технического прогресса в наиболее развитых капиталистических странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-техническому потенциалу. Движущей силой научно-технического прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, который монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями. В рамках отдельных крупных капиталистических фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы.

Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях Н.-т. Р. Вызвали значительный рост так называемых «наднациональных корпораций», которые по объёму занятых превзошли многие капиталистические государства. Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашенным целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала.

Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие — между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения. Капиталистическое общество резко ограничивает возможности, открываемые Н.-т. Р. Для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «Массовая культура», отчуждение личности). Напротив, при социализме Н.-т. Р. Создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. Р. Является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий. Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. Р. Как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. Р. Становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся.

В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном Сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. Н.-т. Р. Не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах.

Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Н.-т. Р. Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. Р. Вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. Е. Враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. Р. Получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «экологического кризиса человечества», «нулевого роста», воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как общественной формации.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Н.-т. Р., так и Н.-т. Р. Нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические. Лит. Научно-техническая революция и общественный прогресс, М., 1969. Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., М., 1970.

Современная научно-техническая революция в развитых капиталистических странах. Экономические проблемы, М., 1971. Иванов Н. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971. Гвишиани Д. М., Микулинский С. Р., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Коммунист», 1971, № 17. Афанасьев В. Г., Научно-техническая революция, управление, образование, М., 1972. Научно-техническая революция и социальный прогресс. [Сб. Ст.], М., 1972. Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс, М., 1972. Научно-техническая революция и социализм, М., 1973. Человек — наука — техника, М., 1973. Борьба идей и научно-техническая революция, М., 1973. Марков Н. В., Научно-техническая революция.

Анализ, перспективы, последствия, М., 1973. Научно-техническая революция и общество, М., 1973. Гвишиани Д. М., Научно-техническая революция и социальный прогресс, «Вопросы философии», 1974, № 4. Глаголев В. Ф., Гудожник Г. С., Козиков И. А., Современная научно-техническая революция, М., 1974. Д. М. Гвишиани, С. Р. Микулинский.

Значения в других словарях
Научно-производственное кино

один из видов научного кино, включающий фильмы прикладного значения, пропагандирующие новую технику и прогрессивные методы труда в народном хозяйстве. Такие фильмы называются также технико-пропагандистскими, хотя они не всегда посвящены техническим проблемам. В отличие от научно-популярного кино (См. Научно-популярное кино) Н. -п. К. Ориентируется на массовую, но специализированную аудиторию — работников отдельных отраслей промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства. Задачи Н..

Научно-производственное объединение

одна из форм соединения науки с производством в СССР. Создаются на базе научно-исследовательских институтов (См. Научно-исследовательские институты), возглавляющих объединения. Кроме того, в их состав обычно входят на правах юридических лиц технологические, проектно-конструкторские организации, опытные производства и заводы серийного выпуска продукции. Руководство Н.-п. О. Осуществляет генеральная дирекция, возглавляемая генеральным директором, который одновременно является директором научно-ис..

Научно-технические общества СССР

добровольные массовые организации инженерно-технических работников, новаторов производства и учёных, содействующие совершенствованию производства и осуществлению научно-технического прогресса. Первичные организации научно-технических обществ (НТО) создаются на предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, в учреждениях, научно-исследовательских и проектных институтах. В 1970 в НТО насчитывалось около 4,5 млн. Чел., а в 1973 — около 6 млн. Чел., объединённых в отраслевые НТО маши..

Научно-технический прогресс

единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Истоки Н.-т. П. — в мануфактурном производстве 16—18 вв., когда научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. До этого материальное производство медленно эволюционировало преимущественно за счёт накопления эмпирического опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шёл столь же медленный прогресс в научно-теоретических знаниях о природе, которые находились под влиянием теологии и схоластики и н..

Научно-техническая Революция

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) - коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с сер. 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс. Оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших на..

Научно-техническая Революция

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ> (НТР), коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Началась с середины 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс>, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, отве..

Научно-техническая Революция

(НТР), качественное преобразование производит. Сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития обществ. Произ-ва, непосредств. Производит, силу. Началась с сер. 20 в. Резко ускоряет науч.-техн. Прогресс. Оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. ..

Научно-техническая Революция

(НТР), коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный ва превращении науки в непосредственную производительную силу общества. НТР принесла открытие новых материалов и источников энергии, разработку новых технологий, развитие автоматизации. НТР сопровождается возникновением новых отраслей производства и научных дисциплин, повышением роли науки, культуры, информации (непроизводственной сферы хозяйства). Составные части НТР. Наука, техни­ка и технологии и производ..

Научно-техническая Революция

Совокупность коренных, качеств. Изменений в технике, технологии и орг-ции произ-ва, совершающихся под воздействием крупных науч. Достижений и открытий и оказывающих определяющее влияние на социально-экономич. Условия обществ. Жизни. В отличие от происходивших в прошлом науч. И технич. Революций, как правило, обособленных и вызванных отд. Открытиями или изобретениями, совр. Н.-т. Р., охватывая в целом всю науку и технику, представляет собой неразрывное единство одновременно происходящих науч. И т..

Дополнительный поиск Научно-техническая революция Научно-техническая революция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Научно-техническая революция" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Научно-техническая революция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 28 символа